ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 декабря 2022 г. № 877
Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 и от 30 декабря 2011 г. № 1786
На основании пункта 4 статьи 12, пункта 2 статьи 13, части первой пункта 1 и пункта 5 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:
1.1. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285 «О некоторых вопросах организации работы с книгой замечаний и предложений и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»:
из названия слова «и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» исключить;
преамбулу и пункт 1 изложить в следующей редакции:
«Во исполнение пункта 4 статьи 12, части первой пункта 1 и пункта 5 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений (прилагается).»;
дополнить постановление пунктом 1<sup>1</sup> следующего содержания:
«1<sup>1</sup>. Определить:
форму книги замечаний и предложений согласно приложению 1;
перечень сфер реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений, согласно приложению 2.»;
в пункте 2:
из абзаца третьего второе предложение исключить;
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
«оплата стоимости книги замечаний и предложений относится организациями и индивидуальными предпринимателями на себестоимость продукции, товаров (работ, услуг);»;
из абзаца третьего пункта 6 слова «установить систему анализа замечаний и предложений граждан, поступивших в подчиненные (подведомственные) организации, и» исключить;
дополнить постановление приложениями 1 и 2 (прилагаются);
в Положении о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений, утвержденном этим постановлением:
из пункта 1 слова «, разработанным в соответствии с пунктом 5 статьи 24 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83, 2/1852),» исключить;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Книга выдается путем реализации организациям и индивидуальным предпринимателям республиканским унитарным предприятием «ИЗДАТЕЛЬСТВО «БЕЛБЛАНКАВЫД» (далее – реализующая организация) за плату, размер которой устанавливается Министерством финансов.»;
из абзаца первого пункта 4 слова «О вопросах создания и ведения электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 80, 5/34122)» исключить;
абзац первый пункта 7 дополнить словом «(сведений)»;
пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Организация и индивидуальный предприниматель определяют необходимое для выдачи им количество книг в соответствии с перечнем сфер реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений.»;
в пункте 12:
часть первую изложить в следующей редакции:
«12. Книга ведется:
в организации, у индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги;
в обособленном подразделении организации, реализующей товары, выполняющей работы, оказывающей услуги, которое расположено вне места нахождения данной организации;
в местах реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг организациями, индивидуальными предпринимателями, указанными в абзаце втором настоящей части.»;
из части третьей слово «письменным» исключить;
из части первой пункта 14 слова «государственного органа, иной» исключить;
1.2. в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей»:
название, преамбулу и пункт 1 изложить в следующей редакции:
«О порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц
Во исполнение пункта 2 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц (прилагается).»;
пункт 2 исключить;
в Положении о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденном этим постановлением:
из названия слова «в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей» исключить;
из пункта 1 слова «, разработанным в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83, 2/1852),» исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. В настоящем Положении применяются термины в значениях, определенных в статье 1 Закона.»;
части третью и четвертую пункта 4 изложить в следующей редакции:
«Делопроизводство по обращениям граждан, внесенным в книгу замечаний и предложений, в организациях, у индивидуального предпринимателя ведется централизованно.
Делопроизводство по обращениям граждан и юридических лиц ведется централизованно или децентрализованно.»;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6. Регистрация обращений заявителей, поступивших в государственные органы, иные государственные организации, и ответов на них осуществляется в государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений), а также может осуществляться в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.
Регистрация письменных и устных обращений заявителей, поступивших в иные организации, осуществляется в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.»;
из пункта 7 слова «, которая регистрируется в порядке, установленном для регистрации письменных обращений» исключить;
часть третью пункта 8 дополнить словами «либо содержат информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено»;
пункт 10 после слов «в соответствии с» дополнить словами «порядком функционирования системы учета и обработки обращений, а также»;
пункт 11 дополнить частью следующего содержания:
«В системе учета и обработки обращений обращения одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для рассмотрения в один и тот же государственный орган, иную государственную организацию, учитываются под регистрационным индексом, присваиваемым в соответствии с порядком функционирования системы учета и обработки обращений.»;
в пункте 14:
из части первой слова «, в том числе бумажные копии электронных обращений,» исключить;
из части третьей слова «в электронном виде» исключить;
дополнить пункт частью следующего содержания:
«При использовании системы учета и обработки обращений и переносе в них обращений заявителей поручения руководителей государственных органов, иных государственных организаций, уполномоченных ими должностных лиц оформляются в форме электронных резолюций, отражаемых в системе учета и обработки обращений.»;
пункт 15 дополнить частью следующего содержания:
«Сведения о завершении процесса рассмотрения обращений в государственных органах, иных государственных организациях отражаются в системе учета и обработки обращений.»;
часть первую пункта 16 изложить в следующей редакции:
«16. Контроль за рассмотрением обращений заявителей в государственных органах, иных организациях ведется с использованием системы учета и обработки обращений, в системе электронного документооборота либо с использованием регистрационно-контрольных форм на бумажном носителе.»;
часть первую пункта 17 после цифр «15» дополнить цифрами «, 17»;
в пункте 23:
в части первой цифру «5» заменить цифрой «3»;
часть вторую изложить в следующей редакции:
«Ответы (уведомления) на электронные обращения, направляемые посредством системы учета и обработки обращений, подписываются руководителем государственного органа, иной государственной организации или уполномоченными им должностными лицами.»;
часть третью исключить;
пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Отметка об исполнении и направлении в дело обращений заявителей отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота либо в регистрационно-контрольных формах на бумажном носителе в случае их использования.
В случае отзыва заявителем своего письменного обращения отметка об исполнении и направлении его в дело проставляется на его заявлении об отзыве своего обращения.
Отметка об отзыве заявителем электронного обращения отражается в системе учета и обработки обращений, а также в системе электронного документооборота в случае ее использования.
После рассмотрения вопросов, изложенных гражданином в книге замечаний и предложений, на копии ответа (уведомления) заявителю, остающейся в делопроизводстве государственного органа, иной организации, у индивидуального предпринимателя, проставляется отметка об исполнении и направлении ее в дело.»;
в пункте 25 слова «на адрес электронной почты заявителя» заменить словами «посредством системы учета и обработки обращений»;
пункт 28 дополнить частью следующего содержания:
«При наличии в государственном органе, иной организации письменных и электронных обращений такие обращения и документы, связанные с их рассмотрением, могут формироваться в гибридные дела в порядке, установленном законодательством в сфере архивного дела и делопроизводства.»;
часть вторую пункта 29 исключить;
первое предложение пункта 31 изложить в следующей редакции:
«31. Срок хранения письменных и (или) электронных обращений заявителей и документов, связанных с их рассмотрением, в государственных органах, иных организациях – 5 лет.»;
пункт 32 исключить;
из пункта 34 слова «государственного органа, иной» исключить.
2. Книги замечаний и предложений, изготовленные до вступления в силу настоящего постановления, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям до их полного расходования и используются ими до полного заполнения всех страниц книги, предназначенных для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении.
Ведение ранее выданных книг замечаний и предложений государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, которые не уполномочены на их ведение, прекращается.
3. Настоящее постановление вступает в силу со 2 января 2023 г.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
Приложение 1 к постановлению |
ФОРМА
книги замечаний и предложений
1. Книга замечаний и предложений (далее – книга) имеет формат 203 x 288 мм, изготавливается в обложке из картона с составным обрезным переплетом и состоит из 200 страниц, каждая из которых, кроме титульной, имеет нумерацию.
На обложке полиграфическим способом выполняется надпись: «Книга замечаний и предложений».
Титульная страница книги имеет следующие реквизиты и форму:
Книга
замечаний и предложений
_____________________________________________________________________________
(наименование организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
индивидуального предпринимателя)
_____________________________________________________________________________
(место нахождения организации, ее обособленного подразделения, дата и номер свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименование органа, осуществившего его государственную регистрацию)
_____________________________________________________________________________
(наименование и (или) номер обособленного подразделения (при наличии),
место реализации товара, выполнения работ, оказания услуг)
Регистрационный номер книги замечаний и предложений _______________________
_____________________________________________________________________________
Дата выдачи _____________________________________________________________
2. Страницы книги 2–190, предназначенные для внесения замечаний и (или) предложений и информации об их рассмотрении, имеют следующие реквизиты и форму:
Порядковый номер замечания |
Дата внесения замечания |
Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) гражданина _____________________________________________________________________________
Адрес места жительства (места пребывания), контактный телефон
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Содержание замечания и (или) предложения __________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Резолюция руководителя организации, ее обособленного подразделения с поручением конкретным должностным лицам рассмотреть замечание и (или) предложение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сведения о ходе и результатах рассмотрения замечания и (или) предложения, дата рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия лица, внесшего сведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отметка о направлении ответа гражданину (дата и регистрационный номер ответа) |
|
|
|
|
3. Страницы книги 191–192, предназначенные для внесения сведений о лице, ответственном за ведение книги, имеют следующие реквизиты и форму:
Наименование должности, фамилия, инициалы лица, ответственного за ведение книги замечаний и предложений |
Дата назначения |
1 |
2 |
|
|
4. Страницы книги 193–198, предназначенные для внесения сведений о выявленных нарушениях, имеют следующие реквизиты и форму:
Сведения, заполняемые органами, проводящими проверки деятельности организации или индивидуального предпринимателя
№ |
Дата |
Наименование органа, проводящего проверку деятельности организации или индивидуального предпринимателя |
Выявленные нарушения требований законодательства при ведении книги замечаний и предложений, рассмотрении изложенных в ней замечаний и предложений |
Дата и номер акта проверки или протокола об админи- |
Фамилия, инициалы, наименование должности работника органа, проводящего проверку, его подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
5. На страницах 199–200 книги помещается текст Положения о порядке выдачи, ведения и хранения книги замечаний и предложений.
|
Приложение 2 к постановлению |
ПЕРЕЧЕНЬ
сфер реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений
1. Торговля:
торговые объекты (за исключением передвижных средств разносной торговли);
торговые места.
2. Общественное питание (объекты общественного питания (за исключением летних, сезонных кафе).
3. Бытовое обслуживание (объекты бытового обслуживания и приемные пункты бытового обслуживания).
4. Жилищно-коммунальное хозяйство:
организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и другие организации жилищно-коммунального хозяйства;
жилищно-строительные кооперативы;
общежития.
5. Здравоохранение, санаторно-курортное лечение, оздоровление:
организации здравоохранения, иные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность, а также обособленные подразделения (филиалы) указанных организаций;
санаторно-курортные организации, дома отдыха, пансионаты;
оздоровительные лагеря.
6. Заготовка продукции растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (приемозаготовительные пункты).
7. Перевозка грузов, пассажиров, багажа:
железнодорожные, речные, автобусные вокзалы (автостанции), трамвайные и троллейбусные депо, аэропорты и расположенные в них кассовые залы, багажные отделения, камеры хранения ручной клади, комнаты отдыха транзитных пассажиров, комнаты матери и ребенка;
городские билетные кассы, кассы по продаже авиабилетов, билетные кассы станций (вокзалов) и остановочных пунктов, подразделения по обслуживанию грузоотправителей и грузополучателей, пассажирские поезда (с нумерованными местами);
диспетчерские пункты городского пассажирского транспорта.
8. Транспортная деятельность:
оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств (за исключением транспортных средств железнодорожного транспорта);
диагностические станции и пункты технического контроля по проведению государственного технического осмотра транспортных средств.
9. Придорожный сервис (мотели и иные объекты придорожного сервиса).
10. Банковская, финансовая деятельность, страхование:
банки, их филиалы, структурные подразделения банков, их филиалов, за исключением обменных пунктов, а также удаленных рабочих мест;
места предоставления микрозаймов (заключения договоров микрозайма);
места осуществления лизинговой деятельности;
места оказания страховых услуг.
11. Связь:
отделения и пункты почтовой связи;
сервисные центры и пункты операторов электросвязи, поставщиков услуг электросвязи;
дилерские пункты операторов сотовой подвижной электросвязи.
12. Культура (кассы театрально-зрелищных организаций и культурно-просветительных учреждений, расположенные вне мест нахождения этих организаций и учреждений).
13. Юстиция:
нотариальные конторы, нотариальные бюро, юридические консультации и другие места оказания юридических услуг;
риэлтерские организации.