Государственное учреждение образования «Средняя школа №2
г. Наровли имени И.М. Шаврея»
ИНТЕРНЕТ: друг или…?
(информация для детей и подростков)
Есть такая сеть на свете - ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, и чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну конечно ж Интернет!
ИНТЕРНЕТ: друг или…?
Интернет – это замечательное изобретение человечества. Сегодня он уже стал частью нашей жизни и нашим другом.
Интернет – это не только развлечения: игры, скачивание музыки и фильмов. С помощью Всемирной паутины можно общаться, получать информацию, находить новых друзей, а также можно совершать покупки в интернет-магазинах, заказывать билеты на все виды транспорта и многое другое. Интернет как настоящий друг всегда готов помочь тебе.
Но всегда ли Интернет является другом?
Ты можешь думать, что сидя в своей комнате и общаясь через Интернет, находишься в полной безопасности. К сожалению, это далеко не так.
Виртуальный мир полон опасностей и одна из них заключается в том, что ты не знаешь точно, где в этом мире правда, а где ложь.
Нередко друг из Интернета в реальной жизни оказывается не тем, за кого он себя выдавал. Собеседник, который представляется твоим ровесником, на самом деле может быть не только гораздо старше по возрасту, но и принадлежать к другому полу.
Ты отправляешь виртуальному другу свою фотографию и личную информацию. А ты знаешь, где и как она может быть использована? И знаешь ли ты, что информация и фотографии, однажды размещённые в Интернете, остаются там навсегда? Они никуда не исчезают, даже если ты удаляешь их.
Значит ли это, что в Интернете лучше не общаться и не знакомиться? Конечно, нет. Просто, как и в обычной жизни, надо соблюдать самые простые правила.
- Помни, что в виртуальном мире, как и в реальном, нужно быть вежливым, не нарушать законы и не делать ничего, что может оскорбить или обидеть другого человека.
- Прежде чем разместить в Интернете личную информацию и свои фотографии, подумай, где и как их могут использовать.
- Если ты решишь встретиться с человеком, которого знаешь только по общению в Интернете, выбирай для встречи людные места и светлое время суток. На первую встречу лучше всего пойти вместе с кем-нибудь из друзей, которых знаешь в обычной жизни.
- Если ты получаешь сообщения, которые пугают или смущают тебя, расскажи об этом родителям или взрослому человеку, которому ты доверяешь, и которого знаешь в реальной жизни.
- Если кто-то унижает, оскорбляет тебя в виртуальном мире, или тебе угрожают, также расскажи родителям или взрослому человеку из реальной жизни.
- Делиться своими сомнениями и опасениями со взрослыми – это не стыдно. Это поступок разумного человека.
ИНТЕРНЕТ: «за» и «против»
(информация для родителей)
«ЗА»
- Интернет является не только развлечением, но и средством общения, самовыражения и саморазвития.
- Позволяет расширить кругозор ребёнка и способствует его дополнительному образованию.
- Интернет используется в качестве одного из наиболее универсальных способов исследования и познания окружающего мира.
«Против»
- Как и в реальной жизни, в виртуальном мире существуют опасности, от которых необходимо защищать детей.
- Приставание или «обхаживание» в сети (груминг) – вхождение взрослого человека в доверие к ребёнку с целью использовать его в дальнейшем для своего сексуального удовлетворения.
- Буллинг (распространён в подростковой среде) – насмешки, оскорбления, запугивание, то есть психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого сверстника страх и тем самым подчинить его себе.
- Доступ в интернете к материалам, которые могут нанести психологический или физический вред ребёнку (пропаганда наркотиков, алкоголя, насилия, жестокости и т.п., распространение порнографии).
Позаботьтесь о безопасности ребёнка
1. Помните, что запрет на пользование компьютером не даёт желаемых результатов.
2. Научите детей вести себя в Интернете так же, как в реальной жизни.
Объясните, что и в виртуальном мире нужно быть вежливым, не нарушать законы и не делать ничего, что может оскорбить или обидеть другого человека.
3. Будьте другом своему ребёнку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие у него проблемы.
4. Расспросите ребёнка о его виртуальных друзьях, поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
5. Объясните ребёнку, что его виртуальный друг в реальном мире может оказаться не тем, за кого он себя выдаёт. Поэтому ребёнок обязательно должен сказать Вам, если он собирается встретиться с другом из Интернета в обычной жизни.
6. Предложите ребёнку подумать, прежде чем выслать личную информацию и фотографии виртуальному другу. Неизвестно, где и как они могут быть использованы.
7. Попросите ребёнка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с его общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться н не запретите пользоваться компьютером, что бы ни случилось.
8. Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
ПАМЯТКА
для педагогов и родителей по профилактике вовлечения подростков в молодежные деструктивные субкультуры
Молодежная субкультура – это культура определенного круга молодых людей, обладающих общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультуры по своему характеру делятся на конструктивные и деструктивные. Особого внимания со стороны органов системы профилактики требуют молодежные движения, объединяющие в себе молодёжь по признаку деструктивной субкультуры. Молодежные движения деструктивного характера – это неформальные движения, разрушающие личность молодого человека, подменяющие его понимание традиционных ценностей.
Участников деструктивных объединений отличает:
-претензия на исключительность (мы лучше, мы сильнее);
-уверенность в том, что групповые интересы и цели выше индивидуальных;
-убеждение, что цель оправдывает средства (поощрение асоциального и противоправного поведения);
-общие внешние признаки (прическа, одежда, украшения, жаргон);
-ослабление связей с родственниками, прежними друзьями;
-замещение личных интересов интересами и ценностями объединения.
На данный момент наибольшее распространение получили следующие деструктивные субкультуры: Зацеперы, «АУЕ», «Беги и умри», «Поясни за шмот» (Кэжуал), Офники, Колумбайнеры, ЧВК «Редан» и другие.
Зацеперы – движение, пропагандирующее зацепинг, т.е. особый способ передвижения на железнодорожном транспорте, при котором человек цепляется за боковые или торцевые стороны вагонов или просто едет на крыше либо на элементах наружной арматуры подвижного состава. Данный способ проезда запрещён законодательством. При проезде снаружи поездов лица могут подвергаться риску травмирования или гибели в результате падения с движущегося поезда, столкновения с негабаритными объектами железнодорожной инфраструктуры, поражения электрическим током от контактной сети.
АУЕ – арестантское уркаганское единство, пропагандирует среди несовершеннолетних тюремные понятия, «воровской кодекс» со сбором денег на «общак» и определение смотрящих, романтизирует криминальный образа жизни.
«Беги и умри» – движение родилось из игры, по условиям которой подросток должен пробежать перед автомобилем, движущимся на большой скорости. Подобный «подвиг» снимается на видео, которое впоследствии выкладывается в соответствующих Интернет - сообществах, собирая лайки.
«Поясни за шмот», «Кэжуал» – движение молодежи, пропагандирующее право его участников требовать у любого прохожего объяснить, по какому праву он надел ту или иную одежду (фирма, стиль, цвет, надписи и т.п.). Если одежда «поддельная» или ее владелец «не достоин» ее носить, участники движения могут избить ее владельца или унизить его иным способом.
Офники – околофутбольные фанаты. Не являясь футбольными болельщиками, устраивают «забивы» - договорные драки, которые снимают на видео, выкладывая его впоследствии в соответствующих Интернет - сообществах. Драки устраиваются в малолюдных местах, имеется предварительная договоренность о недопустимости обращения в полицию даже в случаях причинения серьезных травм.
Колумбайнеры – последователи учащихся школы «Колумбайн» штата Колорадо, которые в 1999 году совершили заранее подготовленное массовое убийство. Это подростки, интересующиеся темой вооруженного насилия в школах, и видящие в таком насилии способ решения имеющихся проблем (травля, социальное неравенство и т.п.). Движение, пропагандирующее стрельбу и насилие в школах, получило название скулшутинг.
ЧВК «Редан» – молодежное движение (далее – Движение), набравшее популярность после массовой драки подростков, которая произошла 22 февраля 2023 г. в ТЦ «Авиапарк» г. Москвы. В основу Движения взята внутренняя культура и атрибутика банды «Редан» из аниме-сериала Hunter x Hunter. Изначально публикуемый контент в созданных сторонниками аниме-сообществах в социальной сети «ВКонтакте» связан с публикацией и обменом между пользователями аниме-иллюстрациями и мемами.
Массовое распространение информации о конфликте подростков способствовало популяризации Движения и, как следствие, созданию большого количества сообществ и Телеграм-каналов ЧВК «Редан» и АНТИЧВК «Редан», а также росту количества размещаемых провокационных постов в социальных сетях. Также стоит отметить, что тиражирование информации о Движении привело к активизации иных молодежных субкультур, которые «объявили охоту» на сторонников ЧВК «Редан».
Какие признаки вовлечения в деструктивные сообщества должны привлечь внимание педагогов учреждений образования
1. Если учащийся изменил внешний вид и/или стиль в одежде. К отличительным особенностям внешнего вида «редановцев» стоит отнести следующие:
носят преимущественно черную одежду с изображением паука и цифрой внутри (самая популярная – 4). На свое усмотрение «редановцы» дополняют образ деталями: перчатки с паутиной, длинные черно-белые шарфы и т.д.;
большинство приверженцев Движения носит длинные черные волосы;
клетчатые штаны в сочетании с другими предметами одежды;
возможно нанесение временной или постоянной татуировки в стиле атрибутики Движения, преимущественно с изображением паука (расположение на руках – кисть, предплечье).
2. Если учащийся на своей странице в социальных сетях проявляет следующую активность:
выкладывает свои фотографии в униформе соответствующего стиля с подписями «хочу к вам», «примите к паукам», «хочу в редан», «возьмите в семью», «как круто быть с вами» и т.п.;
заполняет свой аккаунт стилистическими изображениями паука «Редан»;
в публикациях поддерживает организацию массовых драк и/ или размещает информацию о готовности участвовать в массовых драках, о местах их проведения;
в публикациях информирует об участиях в тематических «сходках» Движения;
сообщает о своем противостоянии с другими субкультурами на фоне причастности к «Редан»;
подписан на тематические сообщества «Редан», распространяет о них информацию.
Данный перечень молодежных движений деструктивной направленности не является исчерпывающим. Все они так или иначе пропагандируют противоправное поведение, формируют у несовершеннолетних отрицательное отношение к закону, разрушительно действуют на сознание и нравственность молодых людей.
При выявлении маркеров деструктивного поведения важно комплексно выстроить работу по оказанию социально-педагогической поддержки и оказанию психологической помощи учащимся:
сообщить о предполагаемых рисках вовлеченности учащегося в субкультуру классному руководителю, педагогу-психологу, педагогу социальному учреждения образования;
проинформировать родителей (законных представителей) учащегося и выработать единую воспитательную стратегию;
проинформировать администрацию учреждения образования о необходимости применения к учащемуся комплексных мер профилактической работы.
В целях предупреждения вовлечения несовершеннолетних в деструктивные субкультуры предлагается реализация профилактических мер по следующим направлениям:
-усовершенствование массовых форм социально-культурной и досуговой жизни подростков и молодежи, устранение негативных социальных и культурных факторов, способствующих девиантному поведению, за счет активного приобщения молодежи к творческой деятельности, организации и модернизации организаций дополнительного образования, содержательная деятельность которых будет основана на индивидуально-личностном подходе и направлена на реализацию актуальных потребностей, творческого потенциала формирующейся личности;
-раннее выявление несовершеннолетних группы риска и реализация мероприятий по оказанию адресной психологической помощи и социализации подростков;
-правовое просвещение и формирование правового сознания несовершеннолетних;
-родительское просвещение и профилактика семейного неблагополучия;
формирование благоприятного психологического климата в учреждениях образования, обеспечение педагогического и психологического «посредничества» в разрешении возрастных кризисов учащихся, а также межличностных конфликтов внутри коллектива.
Особый акцент следует делать и на привлечение молодых лидеров к формированию представлений о социальной ответственности за деструктивные действия, транслированию социально приемлемых ценностей, возможно также привлечение их к обучению и процессам медиации.
Памятка для педагогов и родителей
по профилактике вовлечения подростков
в молодежные деструктивные сообщества
Молодежная субкультура — термин, обозначающий модель поведения отдельного круга молодых людей, отличающихся своим поведением, стилем одежды, языка (сленга), имеющего специфические ценности и их символическое выражение, характерные для подростков и юношества.
Во все времена существовала субкультура молодежи как механизм социализации человека на определенном этапе взросления. Чувство взрослости, возникшее у подростков, побуждает их к самоутверждению, что выражается в собственных культурных ценностях.
Принадлежность к той или иной субкультуре делает жизнь подростков более разнообразной. Она помогает им найти единомышленников и получить признание среди сверстников. Так, например, увлечение историческим прошлым в движении реконструкторов или в рыцарском клубе не несет большой угрозы и может даже с течением времени стать профессией.
Однако к субкультурам часто присоединяются подростки и молодежь, на которых не обращают внимания дома, которые не чувствуют себя любимыми, принятыми, важными; те, кто пережил или переживает насилие в собственной семье. При этом, чем больше ранен подросток, тем более агрессивную течение он выберет, которому характерно потребление наркотиков, алкоголя, агрессивное поведение, что может быть очень опасными как для самого подростка, так и для окружающих его людей.
В 20 веке наиболее массовыми были такие молодежные субкультуры, как стиляги, хиппи, панки, металлисты, рокеры, рэпперы, байкеры; в 21 веке – эмо, готты, диггеры, сталкеры анимешники (компьютерные гики), зацеперы, «беги и умри», колумбайеры, ванильки. В 2020-2021 годах распространилось движение Дед Инсайд как наиболее пессимистичный вариант молодежной субкультуры. В 2023 году – ЧВК «Редан».
Скинхеды
Ультраправая молодежная субкультура, члены которой отличаются весьма экстремальной деятельностью и пропагандируют национал-социалистическую идеологию.
Образ типичного скинхеда: выбритая голова или короткие волосы, темные футболки или рубашки, темные куртки, высокие ботинки.
Эмо
Довольно известный пример субкультуры. Обычно к ней относятся подростки с ярко выраженным акцентом на личные переживания, возвышенную дружбу и любовь, романтизм. Ориентируются на духовные идеалы в виде честности, искренности, верности. Появилась в Британии в 80-х годах ХХ века.
Популярная атрибутика: значки на одежде, сумках, обуви, а также крупные украшения, очки в яркой оправе. В имидже преобладают черный и розовый цвет. Эмо зачастую ранимые и депрессивные, имеют склонность к суициду (культивируемой искусственно или реальную).
Готы
Предполагается, что термин произошел от значения «варварский» либо от прозвища лидера группы «Sex Gang Children» (Граф Визи-гот). Субкультура формировалась как музыкальная, однако позже существенное влияние оказала литература (Мэри Шелли, Э.По и т.д.) и кинематограф («Сонная лощина», «Ворон» и т.д.).
Главные аспекты имиджа: преобладание в одежде черного цвета, металлические украшения, готическая символика (черепа, кресты, пентаграммы и так далее). Макияж используют и женщины, и мужчины (белая пудра, черная подводка для глаз).
Панки
Пример субкультуры, о которой слышали практически все. Слово «панк» происходит от английского «punk» (отбросы, грязь). Представители субкультуры отличаются стремлением к независимости, антимилитаризму, нигилизму, и личной свободе.
Типичный образ: яркие волосы, закрепленные в ирокез. Зачастую носят куртки-косухи, пятнистые джинсы, кеды, тяжелые ботинки. Пользуются декоративной косметикой. Известные атрибуты субкультуры: браслеты, ошейники с шипами, серьги.
Геймеры
Термин произошел от английского слова «gamer» (игрок). Речь идет о человеке, увлекающимся компьютерными играми, чувствующим от них психологическую зависимость. Увлечение может повлечь за собой неблагоприятные последствия: человек перестает адекватно воспринимать реальность. Геймеры относятся не только к молодежной субкультуре – тяге к играм могут быть подвержены и дети, и люди в возрасте.
Внешне геймеры могут не отличаться от сверстников, но их «сущность» легко обнаружить при общении: они владеют множество непонятных большинству людей терминами, относящимся к геймерской жизни.
ЧВК «Редан»
Особенностью «рёдановцев» является черная одежда, длинные волосы, клетчатые штаны с изображением паука, на котором нарисована цифра «4», которая также взята из аниме Hunter х Hunter. В японском мультсериале фигурировала группировка под названием «Геней Рёдан» или «Пауки».
В своих группах в социальных сетях члены «ЧВК Рёдан» заявляют, что паблик создан исключительно в развлекательных целях.
Тем не менее, именно драки в многолюдных общественных местах стали визитной карточкой этого аниме-движения. Считается, что подростки, поддерживающие идеи этой субкультуры, нетерпимы к представителям футбольного фан-движения и тех, кого называют «гопниками».
Факторы риска возникновения асоциальных подростковых групп деструктивной направленности:
- деформация семейных отношений;
- недостатки в организации воспитательного процесса в учреждении образования;
- нарушение конструктивного взаимодействия подростков и молодёжи с социальной средой и, в связи с этим, появление первичных форм дезадаптации и девиации, отсутствие у несовершеннолетних твёрдых нравственных взглядов и убеждений;
- неорганизованный асоциальный характер деятельности и отношений;
- постепенное отчуждение несовершеннолетних от первичных социально полезных групп (семьи, класса, студенческой группы и др.)
Признаки вовлечения подростков в деструктивные сообщества:
- неординарная одежда (одежда, украшения и т.д.);
- необычный внешний вид (причёска, цвет волос, наличие татуировок и др.);
- пристрастие к определённым музыкальным стилям;
- значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для её членов символике и атрибутике группы;
- агрессивность, эпатажность, отклонения от принятых норм, либо, наоборот, – податливость, депрессия, пассивность;
- позиционирование своего превосходства (мы лучше, мы сильнее, вы ничего не знаете…) и другие.
Личностные особенности несовершеннолетних, которые повышают риск вовлечения в неформальные молодёжные группы деструктивной направленности:
- трудности формирования жизненных ориентиров и ценностей; переживание собственной неуспешности;
- трудности самопонимания, отсутствие адекватной самооценки;
- отсутствие позитивных жизненных целей;
- отсутствие умений взаимодействовать с окружающими;
- неустойчивость эмоциональной сферы.
Что же делать, если заметили, что подросток присоединился к одной из молодежной субкультур?
Читать нотации, ругаться, запрещать — противопоказано!
ВАЖНО выявлять:
- насколько глубоки их убеждения, или это обычное озорство;
- являются ли взгляды подростка угрозой для других сверстников;
- наносят ли вред эти взгляды и убеждения психологическому здоровью самого несовершеннолетнего;
- каковы причины выбора конкретной субкультуры.
Учреждениям образования в случае выявления признаков вовлечения подростков в деструктивные сообщества НЕОБХОДИМО:
- сообщить педагогу социальному, педагогу-психологу о предполагаемых рисках вовлечения учащегося в субкультуру для проведения социально-педагогической и психологической диагностики особенностей психоэмоционального состояния и личностных особенностей обучающихся;
- информировать законных представителей учащегося для определения единых методов профилактики деструктивного воздействия;
- обеспечить проведение:
- занятий по формированию у учащегося критической позиции по отношению к субкультуре, к которой он себя относит, коррекции поведения («Неформальные молодёжные объединения: «за и «против», «Неформалы: путь к себе или от себя», «Выбираю круг общения», «Субкультура: «за» и «против» и др.).;
- психологических тренингов личностного роста («Я принимаю себя», «Я познаю себя», «Я умею разрешать конфликты» 7 и др.), циклов занятий, направленных на формирование и развитие толерантности, положительной самооценки, стрессоустойчивости;
- обеспечить занятость подростка в различных формах досуговой деятельности, позволяющих почувствовал ситуацию успеха, свою значимость и ценность в коллектив с учётом их индивидуальных особенностей, способностей и потребностей;
- обеспечить контроль посещения учащимся Интернет-сайтов деструктивной направленности.
Молодые люди от 14 до 23 лет являются в большей степени участниками субкультур. Таким образом, именно на эту группу, «группу риска», следует обращать особое внимание в образовательном процессе.
РЕКОМЕНДАЦИИ
классному руководителю
по работе с «трудными» подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5.Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
ПАМЯТКА
классному руководителю
по работе с «трудными» учащимися
1. Посещение трудных учащихся на дому.
2. Составить психолого-педагогическую характеристику на трудного учащегося и класс.
3. Принимать меры по предупреждению и преодолению запущенности в учебе трудных учащихся.
4. Иметь связь с тренерами, с руководителями кружков, с учителями-предметниками, семьями трудных учащихся.
5. Контролировать занятость трудных учащихся в общественной работе класса и школы, связь их с библиотекой.
ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ:
1. Изучают подростка все учителя, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
2. Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
3. В беседе с воспитателем или учителем подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
4. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
5. Комплексный характер причин трудновоспитуемое™ должен выявить взаимодействие социальных, биологических и психических факторов.
6. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.
ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКА ТРЕБУЕТ СОБЛЮДЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРАВИЛ:
— педагогический оптимизм воспитания, вера в своего воспитанника
— начинайте перевоспитание с социально-значимой деятельности, в которой подросток может и хочет самоутвердиться
— наличие сплоченного жизнерадостного коллектива класса
— единство педагогических влияний школы, семьи и общества
— авторитет воспитателя в глазах подростка
— высокая педагогическая культура воспитания
— воспитатель должен быть современным человеком с ярко выраженной индивидуальностью
ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ:
1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона.
2. При первой встрече с подростком старайтесь его не критиковать.
3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
7. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
9. Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Сайты правозащитных организаций
Детский правовой сайт
Сайт правовой информации в Беларуси
Национальный центр правовой информации РБ