Рекомендации учителям по работе с одарёнными детьми
Предметные олимпиады как средство развития одаренных детей
Опросник для выявления одаренных учащихся учителями и родителями
Методические рекомендации для педагогов «Учусь исследовать вместе с учащимися»
Совершенствование педагогической работы с одаренными учащимися
Способы повышения мотивации учебной деятельности учащихся с высоким уровнем развития
Памятка по работе с высокомотивированными учащимися
1. Предоставляйте возможность предельной самостоятельности учащимся.
Самые прочные знания - это те, которые добываются собственными усилиями.
2. Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний.
Разбор олимпиадных заданий прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
3. Задания, которые вы предлагаете учащимся к данному туру олимпиады, должны быть более высокого уровня сложности, чем потребуется, т.е. уровня последующего тура.
4. Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
5. Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
6. Создавайте ситуацию успеха.
7. Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения заданий на самой олимпиаде.
Рекомендации в помощь учителю по работе с высокомотивированными учащимися
1.Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативы и творчества. Применение таких методов, форм и приемов предполагает выполнения определенных правил:
1.1.Соотнести количество предоставляемой информации и умение ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы).
1.2.Предоставлять возможность предельной самостоятельности учащимся. Самые прочные знания – это те, которые добываются собственными усилиями.
1.3.Постоянно уточняйте, углубляйте, расширяйте запас знаний учащихся. Работа над олимпиадными заданиями прошлых лет является наиболее эффективной формой работы.
1.4.Разрешайте и поощряйте множество вопросов.
1.5.Обеспечивайте исследовательскую деятельность для учащихся.
1.6.Создавайте ситуацию успеха.
1.7.Определяйте вместе с учащимися тактику выполнения олимпиадных заданий.
2.Проявление уважения к индивидуальности учащихся, что предполагает:
2.1.Понимание особенностей развития высокомотивированного учащегося.
2.2.Создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками.
2.3.Освобождение от ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально развитый учащийся:
не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость;
не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
может иметь некоторое отставание в физическом развитии;
не обязательно должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
3.Формирование умения учиться как базисной способности саморазвития (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять внимание и т.д.).
4.Обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности:
4.1. Забота о сохранении здоровья.
4.2.Сохранение высокой самооценки учащихся.
4.3.Формирование системы приобретенных учебных мотивов.
4.4.Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность учащихся и обеспечивающей возможность ее удовлетворения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых).
4.5.Стратегия ускорения обучения высокомотивированных учащихся.