Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 8 человек

Занятия с детьми с аномалиями строения речевых органов

Дата: 19 ноября 2019 в 08:24, Обновлено 6 сентября 2024 в 15:31

Занятия с детьми с аномалиями строения речевых органов

Короткая уздечка языка

Уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на ее растягива­ние может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трех месяцев).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

«Лошадки». Рот приоткрыт. Пощелкать языком за верхними зу­бами, изображая цоканье копыт. По мере освоения движения рот от­крывать все шире. Нижняя челюсть неподвижна. Ее можно придержи­вать рукой за подбородок. Постепенно усиливать напряженность щелч­ка языком.

«Грибок». Рот приоткрыт. Присосать язык за верхними зубами, на альвеолах. Не отрывая языка от нёба, открывать рот все шире до тех пор, пока язык сам, щелкнув, не оторвется от альвеол. Инструкция мо­жет быть такой: «Присоси язык. Это будет гриб. Открывай рот все шире и шире — гриб будет расти. Твоя задача вырастить гриб покрупнее».

Уздечка языка считается выправленной, когда эти упражнения легко выполняются при ширине рта, достаточной для произнесения звука [э].

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

•   При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребенок мог дотянуться кон­чиком языка до альвеол.

•   Все движения должны выполняться близко к пределу возможного.

•   Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребенка физи­чески тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть — давайте ему отдых.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ ЯЗЫКА

•   Звуки, требующие заметного подъема кончика языка вверх ([р], [ш], [ж]), нужно ставить после полного вытягивания у ребенка подъязычной связки.

•   Свистящие звуки нужно ставить при нижнем положении кончика языка, в этом случае недостаточная длина уздечки не является для этого препятствием.

•   Звуки [л], [ч], [щ], [т'], [д'] можно начинать ставить, когда уздеч­ка еще не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъем вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка ко­роткая уздечка не препятствует.

Неправильный прикус

Виды неправильного прикуса описаны на с. 68.

Если у ребенка вертикальный прикус, его можно будет научить правильно произносить звуки. В главах, посвященных постановке кон­кретных звуков, рассказывается, как это делать. Вертикальный при­кус не сильно отражается и на наружности ребенка, со стороны он не очень заметен. При желании вы можете обратиться к врачу- ортодонту для его выправления.

Нижний выдвинутый прикус, как правило, заметен со стороны и портит внешний вид ребенка, так как нижняя челюсть вместе с подбо­родком оказываются выпяченными вперед. При таком прикусе ребен­ку будет очень сложно поставить свистящие и особенно шипящие зву­ки, а также губно-зубные и [т' д']. Речь ребенка будет сохранять более или менее заметный «смазанный», «шепелявый» оттенок. Так что этот вид прикуса желательно исправить.

Однако исправление прикуса может отнять много времени, поэто­му те звуки, которые возможно поставить, нужно будет поставить ре­бенку, не дожидаясь полного исправления прикуса.

Ребенку также придется ставить промежуточные (временные) ва­рианты произношения некоторых звуков. Они имеют заведомо неточ­ное произношение, но по звучанию напоминают те звуки, которые им какое-то время придется заменять. После исправления прикуса этот временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поста­вить ребенку уже полноценный звук (см. с. 93).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НИЖНЕМ ВЫДВИНУТОМ ПРИКУСЕ

• Если ребенок путает какие-либо звуки (скорее всего, он будет про­износить шипящие как свистящие или наоборот, а также смеши­вать [т'] и [ч]), вам нужно будет поставить ему временные вариан­ты их произношения. Так как замены звуков могут привести к формированию нарушений чтения и письма.

Ребенку нужно поставить промежуточный вариант произношения губно-зубных звуков (если такое произношение не сложилось у него самостоятельно). Звуки [ф] и [в] в этом случае произносятся при участии нижних резцов и верхней губы.

Ребенку желательно поставить насколько возможно точное произ­ношение свистящих и шипящих звуков. Звуки ставятся при не­сколько иных расположениях речевых органов, чем обычно. Как это делать, описывается в главах, посвященных постановке этих звуков  Используя специальные позиции, можно поставить полноценное произношение звуков [л], [т'], [д'], [р]. После исправления прику­са произношение этих звуков уточнять не понадобится. Для того чтобы звуки получались более точными, часто приходит­ся прибегать к утрированной артикуляции губ. В зависимости от того, какой звук произносится, губы ребенка должны либо силь­нее выдвигаться вперед, либо раскрываться «рупором», то есть действовать активнее, чем обычно. После исправления прикуса избыточную артикуляцию губ нужно будет убрать, то есть при­учить ребенка говорить «ленивыми», «мягкими» губами. Если у вас нет возможности исправить ребенку прикус, времен­ные способы произнесения звуков окажутся для него постоянны­ми. Постарайтесь поставить звуки максимально точно, необходи­мые рекомендации вы найдете в главах, посвященных постановке звуков (см. с. 102) .

Отсутствие необходимого числа зубов

Отсутствие у ребенка передних зубов препятствует постановке у него свистящих и губно-зубных звуков. Отсутствие коренных — поста­новке шипящих и [р].

К счастью, зубы у ребенка имеют свойство вырастать, поэтому самый простой выход из положения — просто подождать, пока они вы­растут. Но, к сожалению, зубы у ребенка обладают и прямо противопо­ложным свойством, так что пока одни зубы благополучно растут, дру­гие в это же самое время быстренько один за другим отваливаются. Так что ожидание может затянуться.

Бывает, что у ребенка одновременно выпадает большое количе­ство зубов. Встречаются также случаи, когда по какой-то причине зубы рано выпадают (или утрачиваются в результате травмы) и растут чрез­вычайно медленно. При отсутствии большого количества зубов речь звучит неразборчиво. Поэтому желательно, не дожидаясь полного вос­становления зубного ряда, поставить ребенку произношение тех зву­ков, которые возможно поставить.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ У РЕБЕНКА ЗУБОВ

•   Если у ребенка нет резцов — верхних или нижних, повремените у него с постановкой свистящих звуков. Все остальные звуки в это время ему можно ставить.

•   При отсутствии верхних резцов ребенку не удастся поставить губ­но-зубные звуки. Временно, пока не отрастут зубы, можно поста­вить ему губное произношение этих звуков (если оно не возник­нет у него самостоятельно).

•   Если у ребенка есть верхние резцы, но нет нижних, можно ста­вить ему произношение свистящих звуков при верхнем положе­нии кончика языка.

•   Если у ребенка нет верхних коренных зубов, вам не удастся по­ставить ему произношение шипящих звуков и [р]. Придется по­дождать, пока они вырастут.

•   Когда у ребенка нет нижних коренных зубов, но есть верхние, эти звуки ему можно поставить близко к их нормативному звучанию, и после того, как вырастут все коренные зубы уточнить их произ­ношение. Постановке прочих звуков отсутствие коренных зубов не препятствует.

•   Если у ребенка нет большого числа зубов и они долго не выраста­ют, есть смысл ставить ему временные варианты произношения звуков (чтобы его речь была понятной, а также для предупрежде­ния возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма). После того как зубы вырастут, произношение временных звуков нужно будет уточнить.

Временные варианты произношения:

   для свистящих звуков — более или менее четкие свистящие зву­ки, которые нужно ставить при верхнем положении языка;

—   для шипящих — более или менее точные шипящие звуки, произ­носящиеся глубже, чем обычно (язык прикасается к задней по­верхности альвеол);

—   для [р] — одноударный звук [р], произносящийся там же, где и шипящие;

—   для губно-зубных звуков — губные аналоги звуков [ф] и [в] (когда воздушная струя проходит между сближенными губами);

—   нормативное произношение заднеязычных звуков [й], [л] и [т' д'] при отсутствии большого количества зубов ребенку можно по­ставить.

В главах, описывающих формирование конкретных звуков, при­водятся способы постановки временных звуков.

Высокое твердое нёбо

Такое строение нёба сказывается на произношении шипящих зву­ков и звуков [р], [т'] и [д']. Улучшить их произношение позволяет по­становка этих звуков ближе к верхним зубам, чем обычно. Способы их формирования описаны в главах, посвященных постановке этих звуков (см. с. 102).

Высокое нёбо создает дополнительные условия для нарушения речевого выдоха, так как в ротовой полости образуется большее, чем обычно, пространство для «распыления» в нем воздушной струи. По­этому на занятиях вам нужно будет очень тщательно контролировать речевой выдох ребенка.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ВЫРАБОТКИ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ

УКЛАДОВ ЗВУКОВ Р, Р'

Уклад органов артикуляции. Для произнесения звуков р, р' необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с по­следующим гласным звуком. Кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альве­олам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки языка опущена, боковые края прижаты к верхним корен­ным зубам. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка под­нимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, про­изводя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук/) 'отличается от твердого тем, что при его артикули­ровании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения. 1. «Качели».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, раз­вивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять

Варианты:

а)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку (12). Следить, чтобы язык не су­жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верх­ней губе (7), затем опускается к нижней (8). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в)  Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка при­касается к верхним резцам (11), затем к нижним. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались;

г)   Рот открыт. Широкий язык вставить между верхними зу­бами и губой (9), а затем между нижними зубами и губой (10). Следить, чтобы язык как можно больше загибался и не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны;

д)   Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними (13, 14). Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

е) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка дотро­нуться до бугорков за нижними резцами, затем поднять язык вверх, кончиком дотронуться до мягкого нёба. Следить, чтобы язык не су­жался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2.  Достать языком нос.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужал­ся, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

3.   Достать языком подбородок.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кон­чика языка, умение им управлять.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под­бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

4.   «Язык перешагивает через зубы» (см. с. 33).

5.   «Чьи зубы чище?»

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка «по­чистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык был широким, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

6.   «Маляр» (см. с. 38).

7.   «Лошадка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подса­живала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасши­ритель. Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

8.   «Грибок» (см. с. 38).

9.   «Гармошка» (см. с. 38).

10. Пощелкать кончиком языка.

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кон­чиком языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка прижи­мать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом бы­стрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

11.   «Вкусное варенье» (см. с. 38).

12.   «Болтушка», «Индюк» (см. с. 41).

13.   «Фокус» (см. с. 39).

14.   «Фырканье».

Цель: развивать вибрацию кончика языка.

Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.

15.   «Автомат».

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчет­ливо произнося звук т-т-т — сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при пра­вильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

16.   «Барабан-1».

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик язы­ка напряженным; развивать его подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту­чать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо про­износя звук д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, посте­пенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

17.   «Барабан-П».

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать упругость и по­движность кончика языка.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднять вверх к нёбу и Произносить поочередно отчетливо да-ды. При произне­сении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесении ды — перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха. Сле­дить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да-ды должно быть четким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.