Родителям о подростковом суициде
Что такое “суицид”?
Суицид - намеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение продолжительного времени и при этом ребенок или подросток ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями. Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Причины суицида. Почему ребенок решается на самоубийство?
- нуждается в любви и помощи родителей и не получает их;
- чувствует себя никому ненужным;
- не может сам разрешить сложную ситуацию;
- накопилось множество нерешенных проблем (несчастная любовь, плохие отметки в школе и т.п.);
- боится наказания;
- хочет отомстить обидчикам;
- хочет получить кого-то или что-то.
Что должно насторожить в поведении ребенка?
- угрожает покончить с собой, составляет записки об уходе из жизни;
- заявляет: «ненавижу жизнь», «они еще пожалеют о том, что мне сделали», «я никому не нужен», «я больше не в силах выносить это», «я хочу к (умершей) бабушке», «мне все это надоело», «я хочу умереть», «я не хочу больше жить» и т.п.;
- отмечается резкая смена настроения;
- раздает любимые вещи, «приводит свои дела в порядок»;
- становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать;
- живет на грани риска, не бережет себя;
- утратил самоуважение;
- начал или усилил употребление алкоголя или наркотиков;
- рисует черные кресты с толстыми перекладинами, черные стрелы, могилы, черные цветы, пронзенные сердца, окровавленные ножи. Наиболее типичный для склонности к самоубийству спектр цветов в рисунках – черный и красный.
- собирает таблетки из домашней аптечки и т.п.
Чего нельзя делать?
- не читайте нотации;
- не игнорируйте человека, его желание получить внимание;
- не говорите «Разве это проблема?», «Ты живешь лучше других» и т.д.;
- не спорьте;
- не предлагайте неоправданных утешений;
- не смейтесь над подростком.
Что Вы можете сделать?
- серьезно отнеситесь ко всем угрозам, пусть специалист (психолог, психиатр) решает, насколько они реальны;
- будьте внимательны к своему ребенку, умейте слушать ребенка;
- откровенно разговаривайте с ним;
- не бойтесь прямо спросить о самоубийстве;
- не оставляйте ребенка один на один с проблемой;
- предлагайте конструктивные подходы к решению проблемы;
- вселяйте надежду, что любая ситуация может разрешиться конструктивно;
- привлеките к оказанию поддержки значимых для ребенка лиц;
- не бойтесь просить о помощи;
- показывайте ребенку, что вы его любите;
- чаще обнимайте и целуйте;
- поддерживайте в сложных ситуациях;
- учите его способам разрешения жизненных ситуаций;
- вселяйте в него уверенность в себе;
- помогите ребенку проявить свои переживания через игры, рисунки, лепку, увлечения.
Главное – не бездействуйте! Главное – будьте рядом. Любите и уважайте своих детей!
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех…» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупостей. Поговорим о другом.» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
- обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
- записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Уважаемые родители! Помните! Эти слова ласкают душу ребенка...
- Ты самый любимый!
- Ты очень много можешь!
- Спасибо!
- Что бы мы без тебя делали!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Расскажи мне, что с тобой?
- Я помогу тебе...
- Я радуюсь твоим успехам!
- Чтобы ни случилось, твой дом – твоя крепость!
- Как хорошо, что ты у нас есть!
Говорите эти слова своим детям!
Рекомендации подросткам при возникновении мысли о самоубийстве
(что говорить, или на что обращать внимание при суициде):
1. Подумайте о том, каковы причины возникшего желания покончить жизнь самоубийством.
2. Подумайте о своих родителях и близких вам людях. Если вы считаете, что никто вас не любит и вы никому не нужны, вы ошибаетесь.
3. Каждый человек полезен и важен, и всегда есть возможность доказать себе и окружающим, что вы чего-то стоите. Найдите в себе хорошие качества и цените себя за них.
4. Постарайтесь не сидеть без дела, занимайтесь, например, рисованием, читайте и слушайте любимую музыку. Научитесь расслабляться. Если тяжело на душе – поплачьте, вам станет легче.
5. Обязательно расскажите о своей проблеме кому-либо, не замыкайтесь в себе. Если вы не можете довериться окружающим и считаете, что они вас не поймут, позвоните по телефону службы доверия или в центры оказания психологической помощи.
Круглосуточный телефон доверия в г. Гомеле: (8-0232)-35-91-91
Телефоны в г. Наровле, по которым можно получить помощь психолога:
т. 4-12-32 – Рудинская Ирина Сергеевна (педагог-психолог государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Наровли имени И.М. Шаврея», каб.113);
т. 4-45-91 - Расулова Виктория Ивановна (психолог ТЦСОН, с 9.00 до 17.30, кроме выходных дней)
т. 4-39-38 - Бобак Светлана Сергеевна (педагог-психолог ГУО "Наровлянский социально-педагогический центр")
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ДЕТСКИЙ СУИЦИД
(памятка для родителей и педагогов)
«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,
Но отдельного человека всегда можно»
И. Бродский
Если замечены факторы склонности к суициду:
1. Внимательно выслушайте. Найдите и поймите проблему решившегося на самоубийство подростка. Заявления ребёнка о том, что он никому не нужен, что никто не заметит его отсутствия – ни в коем случае не оставляйте без внимания! Бросайте все свои дела и старайтесь всё время проводить с ребёнком до тех пор, пока не будете твёрдо уверены в том, что подавленное настроение и ощущение потери смысла жизни ушло без следа! Если чувствуете, что не можете справиться с существующей проблемой, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь за помощью к специалистам.
Телефон экстренной психологической помощи - 8 0232 31-51-61, 170, https://gokpb.by/
Республиканский центр психологической помощи - 8 017 300-10-06, http://repp.by/
2. Определите и оцените серьёзность намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребёнка.
3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
4. Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Статистика показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы. Ребёнок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
6. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей заинтересованности в его судьбе и готовности помочь, дадут ему необходимую эмоциональную опору.
6. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: семью, друзей, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Чтобы помочь подросткам, используйте следующие шаги:
1. Установите с подростками хорошие, дружеские отношения и помогите им наладить такие отношения с другими ребятами их возраста.
2. Помогите повысить самооценку подростков, чаще говорите об их плюсах, обращайте внимание на любые положительные мелочи и не обращайте внимания на негатив.
3. Постарайтесь завоевать доверие у таких ребят.
4. Покажите ребятам, что найти выход можно из любой трудной ситуации (кроме смерти), и в каждой проблеме можно найти положительные стороны.
Суицид является одной из основных причин смерти у молодёжи на сегодняшний день. Число самоубийц за историю цивилизации превышает количество жертв убийств и войн вместе взятых.
Основные мотивы суицидального поведения несовершеннолетних:
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, не разделенное чувство, ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Школьные проблемы (непризнание подростка его сверстниками, конфликт с учителем).
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида:
- Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (саморазрушение, самоповреждающее поведение).
- Уважайте подростка! В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
- Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
- Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый.
- Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом.
- Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
- Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
- Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
- Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.
Просто выслушав человека, можно спасти ему жизнь!
Когда вы выслушиваете человека, то на психологическом уровне вы выражаете свою заботу о нём, даёте ему понять, что вам не всё равно, что происходит, и что с ним может случиться.
Чего не стоит делать:
- пробовать «сходу» решить все проблемы собеседника;
- давать советы, о которых вас не просили;
- говорить о том, что чувства собеседника неправильные и малозначимые (например, говорить, что это пустяки);
- рассказывать о собственных проблемах (такой ход может усилить пессимистический настрой).