Основные причины школьной неуспеваемости
Неуспевающих учеников можно разделить на три категории:
1. Те, кто не могут хорошо учиться, но хотят;
2. Те, кто и не могут, и не хотят;
3. Те, кто могли бы хорошо учиться, но не хотят.
Ребенку очень легко попасть из первой категории во вторую. Зависеть это будет и от позиции учителя, и от терпения родителей, и от самого ребенка.
Почему учиться трудно?
1. У ребенка может быть задержка психического развития в целом, недоста- точное интеллектуальное развитие.
2. Могут быть незрелыми отдельные психические функции, например, вни- мание. Нет способности к сосредоточению, часто отвлекается от задания.
3. Нет основных навыков работы: умения слушать и выполнять инструкцию, доводить задание до конца, проверять сделанное, распределять свое время.
4. Быстрая истощаемость нервной системы, низкая умственная работоспо- собность.
5. Ригидность психики, то есть замедленное восприятие и переработка ин- формации, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Низкий общий темп работы.
6. Речевые нарушения: недостаточное умение выражать свои мысли, затруд- ненное понимание речи других людей. Заикание.
7. Специфические расстройства. Например, дислексия - такому ребенку труднее овладеть чтением, чем другим детям. Дискалькулия - расстройства счета. Дисграфия - трудности при овладении письмом.
8. Нарушения зрения, слуха.
9. Преобладание у ребенка одного канала получения информации, например двигательного или зрительного. Школьное же обучение строится в основном на слуховом восприятии, запоминании со слуха.
10. Общая ослабленность организма. Частые простуды или длительные хро- нические заболевания. Это так называемые первичные причины. Они не зависят от личности ребенка или от отношений в семье. Устраняются лечением или специальны- ми развивающими занятиями, подбором программ, соответствующих воз- можностям ребенка.