Дорогой коллега!
Искренне поздравляем Вас с получением диплома о высшем педагогическом образовании. Быть учителем – значит посвятить свою жизнь детям. Педагог, врач, писатель – гуманист Януш Корчак писал: «Сто детей – это 100 людей. И не когда-нибудь потом, завтра, а сейчас, сегодня». Именно сегодня учащиеся ждут Вашего профессионализма, сердечности, интеллигентности, умения любить и прощать, спасать и не предавать, обязанности и надежности.
Современной школе необходимы молодые учителя, способные принести в мир добро и веру, честность и благородство, стремящиеся к творческим открытиям, к вершинам профессионального мастерства.
Профессия учителя трудна, но почетна и прекрасна. Поэтому помните:
• самое благое поприще – служение добру и правде;
• самая верная дорога – дорога честного труда;
• самое значительное дело – то, которое Вы сами выбрали и которому вы преданны;
• самый мужественный поступок – признание собственных ошибок;
• самая прочная жизненная опора – знания.
Методические рекомендации тут
Материалы для работы в 2024/2025 учебном году по учебным предметам тут
Несколько практических советов педагогам
на пути формирования профессионального мастерства и творчества
1) Расширяйте свой кругозор. Принимайте активное участие в мероприятиях, где обсуждаются интересующие Вас профессиональные вопросы.
2) Обменивайтесь своими профессиональными мыслями с коллегами-единомышленниками, говорите о своих идеях, делитесь опытом.
3) Сохраняйте активность и заинтересованность в делах. Не отказывайтесь от трудных, требующих сосредоточения дел. Но учитесь и своевременно целенаправленно расслабляться.
4) Научитесь извлекать уроки из своего опыта. Неудачи и негативный опыт являются прекрасным делом, так как дают нам возможность развиваться. Дело всегда можно начать по-новому.
5) Развивайте в себе активность и нестандартный подход к решению профессиональных проблем, целенаправленно формируйте в себе креативность. Используйте для этого всевозможные источники, экспериментируйте.
6) Развивайте свои способности в выдвижении и решении проблем. Исследуйте источники проблем и связывающие их факторы.
7) Идеи рождаются а делах. Записывайте приходящие в голову альтернативные решения и связанные с ними важные моменты. Иначе они могут забыться.
8) Развивайте уверенность в себе и заинтересованность в деле. Формируйте личностно-профессиональную самодостаточность. Избегайте всяческих помех при занятии творческой работой, особенно в ее начале.
9) Старайтесь заниматься творческой работой, когда находитесь в хорошем настроении. Научитесь вознаграждать себя, доверять себе и своему опыту. Заинтересованность в деле и огромное желание решать проблемы являются исключительно важными на начальной стадии творческого процесса.
10) Шлифуйте авторские идеи до блеска и учитесь их грамотно подавать.
11) Учитесь работать в команде. Цените мнение коллег, даже если оно по данному вопросу расходится с Вашей точкой зрения.
12) Составьте себе программу развития творческих способностей и анализируйте свои действия и результаты: в какой степени я являюсь творческим педагогом? Какие признаки творческого педагога во мне имеются? В каких ситуациях и делах в последнее время я проявил (-а) творческий подход? Какие факторы мне мешают на пути к творчеству? Какими мерами я могу развивать свои творческие способности, что мне для этого надо предпринять?
13) Любите то, что Вы делаете, и тех, ради кого Вы это делаете.
Памятка для молодого учителя
1.Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2.Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3.Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: "Кто не выполнил домашнее задание?" - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4.Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
6.Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
7.Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
9.Удерживайтесь от излишних замечаний.
10.При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
1 |
Проверка знаний должна вестись в соответствии с программой, ее рубрикой "Требования к знаниям и умением учащихся". Программа определяет максимум и минимум знаний. В ней указаны объекты проверки, тот учебный материал, который должен быть усвоен школьниками. |
2 |
Алгоритм организации проверки - Учитель отбирает материал для проверки в соответствии с программой, разрабатывает систему вопросов и заданий, подбирает необходимые пособия и средства обучения, заблаговременно планирует, знания и умения каких учащихся будут проверены, определяет методы и формы проверки. |
3 |
Объективная и систематическая оценка стимулирует работу учащихся, развитие их познавательных интересов, содействует регулярному выполнению работ. |
4 |
При учете знаний любой труд школьника должен быть оценен. Проверку знаний необходимо проводить постоянно, по всем темам программы, охватывая при этом значительное число учащихся или весь класс в целом. |
5 |
Оценки выставляются за:
|
6 |
Что проверять?
|
7 |
Учитель обязан объявлять оценку отвечающему и всему классу, указывать, почему поставлена та или иная оценка. |
8 |
Оценка обязательно комментируется. При оценке учитель должен кратко отметить, в чем положительные и отрицательные стороны ответа, указать, на что надо обратить внимание |
9 |
Учитель обязан заранее объяснять критерии оценок, чтобы ученики знали, при каких условиях ставится та или иная оценка. |
10 |
При анализе ответа учитель определяет:
|
11 |
Выставление отметок в дневник - обязанность учителя. |
12 |
Недопустимо снижение отметки и выставление неудовлетворительной отметки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму |
13 |
Проверка имеет обучающее значение. Знания не только воспроизводятся и повторяются, но и закрепляются, систематизируются, совершенствуются и углубляются. |
14 |
Обучающие, контрольные, диагностические задания должны прежде всего учить ребят думать, анализировать, применять теоретические знания на практике, а не просто воспроизводить материал. |
15 |
Проверка имеет обучающее значение - обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле |
16 |
Систематически проводите количественный и качественный анализ контрольных и обучающих работ |
17 |
Помните, что грамотно организованная (систематическая) обратная связь даст вам возможность понять, какие знания и в каком объёме усвоены, работали ли ученики самостоятельно над усвоением материала, готовы ли они к восприятию нового материала. |
18 |
Проверяйте рабочие тетради, обращайте внимание на культуру письменной речи, на качество выполненной работы на уроке, дома. Соотносите отметку за задание в рабочей тетради с регламентируемыми нормативными документами и объёмом работы. |
19 |
Прогнозируйте свою контрольно-оценочную деятельность на уроке. |
20 |
Не забывайте о стимулирующей функции 10-балльной системы, старайтесь отметить нестандартные способы решения, положительные достижения ребят. |
21 |
Продумывайте формы опроса заранее, в зависимости от уровня подготовленности учеников в классе. |
22 |
Важно поурочное оценивание! Непроверенные или непродуманные задания во время урока приводят к плохо выполненным контрольным работам, приводит к необъективным отметкам за четверть, год. |
23 |
При подготовке к уроку учителю необходимо тщательно продумать дидактическое обеспечение: дифференцированные задания всех 5-ти уровней, предупреждение типичных ошибок, коррекционные задания по итогам предыдущей "обратной связи". |
24 |
Ваши ученики "выиграют", если контрольная работа по теме будет составлена Вами к первому уроку по теме: совместная работа будет адресной, бьющей в цель. Значит, ученики с высокой мотивацией справятся с ней лучше. |
25 |
Ожидание опроса и сам опрос - ситуация повышенной тревожности для учеников. Не усугубляйте её необдуманными замечаниями, неуместными шутками. |
26 |
Чётко поставьте вопрос, сформулируйте задание. Ребятам что-то может быть непонятным в Ваших заданиях, прокомментируйте их. Недопустимо это только во время контрольных работ. |
27 |
Учите ребят быть воспитанными слушателями, признавать право человека на ошибку. Отвечающий ждёт от Вас понимания и поддержки. |
28 |
Ребятам нужно время на обдумывание дополнительных вопросов. Последние могут даже привести отвечающих в замешательство. |
29 |
Деятельность учащихся, не занятых при опросе, должна быть продумана (запись в тетрадь кратких выводов по заготовленным шаблонам, решение опережающего задания и т.п.), иначе это потерянное время для класса. |
Раздел годового плана школы на 2024/2025 учебный год
6.7. Работа с молодыми специалистами
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
Изучение памяток «Советы молодому учителю при подготовке к уроку», «Правила, обеспечивающие успешное проведение урока», «Примерная схема календарно-тематического планирования», «Примерное содержание поурочного плана», «Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем» |
сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Собеседование «Советы психолога начинающему учителю» |
сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Издание приказа об организации наставничества |
сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Индивидуальные консультации «Учебный план, программа, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование. Постановка цели урока» |
сентябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Микроисследование «Как вы относитесь к своей профессии?» |
октябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Изучение методических рекомендаций «Организация работы с высокомотивированными учащимися» |
октябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Посещение уроков молодых специалистов учителями-наставниками, руководством школы, руководителями МО с целью оказания методической помощи |
в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Изучение методических рекомендаций «Анализ и самоанализ урока» |
ноябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Методическая помощь в организации работы молодых специалистов по самообразованию |
ноябрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Собеседование с молодыми педагогами «Знакомство с новинками педагогической, психологической и методической литературы». |
в течение учебного года |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Мастер-класс «Использование активных методов и приёмов на уроке» |
декабрь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Круглый стол «Культура специалиста – основа воспитательного процесса» |
январь |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Эмоциональная устойчивость учителя. Тренинг «Мое душевное равновесие» |
февраль |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Индивидуализация и дифференциация воспитания – основные направления деятельности |
март |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Организация самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях |
апрель |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Использование методов и приемов современных образовательных технологий как один из способов повышения качества образования. Посещение молодыми специалистами занятий у опытных педагогов |
апрель |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности педагога в школе |
май |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |
Помощь в оформлении итоговой документации |
май |
Заместитель директора по учебной работе Анищенко Н.В. |