РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Родителям необходимо поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
- В жизни ребенка появился человек более авторитетный, чем родители. Это учитель. Родителям необходимо уважать мнение первоклассника о педагоге.
- Никогда не говорите отрицательно об учителе в присутствии ребенка, так как учитель становится для ребенка эталоном, кумиром и таким он останется до 3-4-го класса.
- Решайте все недоразумения непосредственно с учителем, постарайтесь, чтобы ваш разговор происходил без ребенка.
- Режим родителей должен быть подчинен режиму школьника, родители должны своим примером (а не нотациями) показывать, как организовывать учебные дни.
- Формируйте познавательную активность: учитесь вместе с детьми, вместе посещайте музеи, театры, выставки, читайте книги для ребенка, а затем обсуждайте их, подыскивайте новые книги для совместного чтения, размышляйте вместе над интересующими вас проблемами, ходите вместе в библиотеку.
- Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, что вы сами чувствуете после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми).
- Если ребенок хочет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (в том числе и сон) для восстановления сил.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–10 минут занятий необходимы 10–15-минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте ребенку возможность работать самому, но если уж нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («Не волнуйся, все получится!», «Давай разберемся вместе!», «Я тебе помогу!») и похвала (даже если не очень получается) необходимы.
- Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
- Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой!» 7–8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает, помогает снять напряжение, накопившееся за день. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятности, не выяснять отношения.
Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня
- Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
- Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится.
- Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
- Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
- Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
- Заставлять ребёнка спать после уроков и лишать его этого права;
- Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
- Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
- Ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;
- Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
- Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
- Ругать ребёнка перед сном;
- Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
- Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
- Не прощать ошибки и неудачи ребёнка
25 СПОСОБОВ УЗНАТЬ У РЕБЁНКА, КАК У НЕГО ДЕЛА В ШКОЛЕ,
не спрашивая, как у него дела в школе
- Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе? Что самое худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?
- Скажи мне, что тебя сегодня заставило смеяться?
- Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел сидеть? Почему?
- Расскажи мне о самом классном месте в школе.
- Какое самое странное слово, которое ты услышал сегодня? Или, возможно, кто-то что-то странное тебе сказал?
- Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, что бы он рассказал мне о тебе, как думаешь?
- Кому ты сегодня помог?
- Может, кто-то тебе сегодня помог?
- Расскажи мне, что нового ты узнал сегодня?
- Был ли момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?
- Было ли тебе сегодня очень скучно?
- Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?
- С кем бы ты хотел поиграть на перемене из тех, с кем ты ещё никогда не играл?
- Расскажи мне о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
- Какое слово учитель чаще всего сегодня повторял?
- О чём бы ты ещё больше хотел узнать в школе?
- Чего бы тебе хотелось меньше делать в школе?
- С кем бы ты в своём классе мог вести себя лучше?
- Где ты чаще всего играешь на переменах?
- Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?
- Тебе понравился сегодняшний обед? Что больше всего понравилось?
- Если бы завтра ты стал учителем, что бы ты сделал?
- Как ты думаешь, может, кто-то из вашего класса должен уйти со школы?
- Скажи мне о трёх разных ситуациях, когда ты использовал карандаш сегодня в школе.
- Если бы ты мог поменяться с кем-то в классе местами, кто бы это был? Почему?
Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук:
УЧИТЕ РЕБЁНКА:
- рисовать (кистью, пальцем, зубной щёткой, по трафаретам и т.д.); раскрашивать карандашом, мелками, красками; штриховать;
- разминать пальцами тесто, глину, лепить из пластилина с использованием природного материала (семян яблок, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек и т.д.);
- резать ножницами (желательно небольшого размера), вырезать картинки, статьи из газеты;
- делать аппликации (мозаичные, обрыванием, из палочек);
- конструировать из бумаги (оригами);
- нанизывать бусы из бумаги, семян, рябины, бисера и т.д.;
- завязывать узлы на толстой и тонкой веревках, шнурках;
- шить, вышивать, вязать, плести;
- пришивать пуговицы;
- работать в тетрадях, выполняя графические упражнения; работать в занимательных прописях;
- рисовать узоры по клеточкам в тетради;
- использовать пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, с палочками; делать пальчиковую гимнастику;
- выкладывать колодцы из спичек (соревнование, у кого колодец выше, у кого ровнее, у кого красивее).
- заводить будильник, игрушки ключиком;
- хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе;
- катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики;
- заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и др.);
- сортировать бобы, фасоль, горох, а также крупы (пшено, гречку, рис);
- делать бусы из макарон с широким отверстием, нанизывая их на шнурок или леску;
- прикреплять бельевые прищепки к горизонтально натянутой верёвке;
- сортировать пуговицы по цвету, по размеру и т.д.;
- играть с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.