ПОЛОЖЕНИЕ
о группе психолого-педагогического
сопровождения детей с особенностями
психофизического развития
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма от 17.07.2020 и Методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь от 26.08.2016
1.2.Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования и прекращения деятельности группы психолого-педагогического сопровождения (далее – группа) детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).
2.ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
2.1.Основными задачами работы группы являются:
- обеспечение доступности образования для детей с ОПФР;
- формирование профессиональных педагогических компетенций, необходимых для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания;
- преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с ОПФР;
- включение учащихся с особенностями психофизического развития в активное взаимодействие в образовательном пространстве;
- организация взаимодействия с законными представителями детей с ОПФР.
2.2.Группа осуществляет организационно-методическое обеспечение образовательного процесса детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания:
- оценку социальной ситуации развития, разработку рекомендаций по максимальной адаптации образовательной среды к потребностям ребенка с ОПФР;
- составление индивидуальных программ сопровождения ребенка с ОПФР;
- обеспечение преемственности и последовательности в работе с детьми с ОПФР;
- анализ эффективности и при необходимости своевременное внесение изменений и уточнений в индивидуальные программы сопровождения, мониторинг успешности протекания процесса интегрированного обучения и воспитания.
2.3. Работа с семьей направлена на:
- педагогическое просвещение законных представителей ребенка с ОПФР;
- вовлечение законных представителей ребенка с ОПФР в образовательный процесс;
- формирование у законных представителей адекватных представлений об особенностях и возможностях ребенка с ОПФР;
- обеспечение единства подходов к обучению и воспитанию со стороны учреждения образования и законных представителей ребенка с ОПФР;
- активное вовлечение детей с ОПФР и их семей в общественную жизнь учреждения образования;
- формирование позитивного отношения к детям с ОПФР у сотрудников учреждения образования и законных представителей детей, не имеющих ОПФР.
3.СОСТАВ ГРУППЫ
3.1.В состав группы ППС входят:
- представитель руководства учреждения образования (руководитель группы);
- педагогические (учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатели, учителя, работающие с детьми с ОПФР) и иные работники учреждения образования;
- родители (законные представители) детей с ОПФР (приглашаются по желанию).
Приказ о создании группы издается на текущий учебный год. Общее руководство деятельностью группы сопровождения осуществляет заместитель директора (заведующего) учреждения образования.
4. ДОКУМЕНТАЦИЯ ГРУППЫ
4.1.Деятельность группы отражается в следующей документации:
план работы группы сопровождения детей с ОПФР, утвержденный руководителем учреждения;
диагностические карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;
индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОПФР;
рабочие материалы заседаний группы (протоколы, содержание вопросов, рассматриваемых на заседаниях, аналитические материалы результативности работы группы).
аналитический отчет о работе группы за год.
Названные документы хранятся у председателя группы и должны быть доступны каждому члену группы.
5. ЗАДАЧИ (ФУНКЦИИ) УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ
5.1.Руководство учреждения:
- содействует формированию позитивного отношения к интегрированному обучению и воспитанию и детям с особенностями психофизического развития у всего педагогического коллектива;
- обеспечивает организацию необходимой адаптивной образовательной среды в учреждении образования (архитектурная безбарьерная среда, специальные средства обучения, учебники и учебные пособия; специальные условия обучения и др.);
- обеспечивает базовые условия деятельности членов группы (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);
- анализирует эффективность проводимой работы, контролирует ее организацию.
5.2.Педагог-психолог:
- выявляет характер и причины нарушений поведения у ребенка, особенностей личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;
- разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы;
- оказывает коррекционную помощь ребенку в преодолении выявленных проблем;
- консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. детей с ОПФР;
- разрабатывает рекомендации по созданию психологически комфортной среды и осуществлению индивидуального подхода к ребенку с ОПФР;
- организует взаимодействие с семьей ребенка по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития, коррекции нарушений;
- проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.
5.3.Учитель-дефектолог:
- проводит углубленное обследование детей с нарушениями в развитии;
- разрабатывает рекомендации для педагогов по обучению и воспитанию ребенка с ОПФР с учетом его особых образовательных потребностей;
- оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;
- организует взаимодействие с семьей ребенка с ОПФР, вовлекая законных представителей в образовательный процесс;
- осуществляет мониторинг динамики успешности процесса обучения и коррекции нарушений развития у детей с ОПФР;
- проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.
5.4.Воспитатель, классный руководитель:
- выявляет состояние сформированности различных видов деятельности ребенка (учебной, изобразительной, трудовой и др.), коммуникативных умений;
- выявляет особенности поведения ребенка, межличностных отношений и взаимодействия;
- планирует, организует и проводит воспитательную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей с ОПФР с учетом их индивидуальных особенностей, интересов, способностей;
- организует вовлечение ребенка с ОПФР во внеклассную деятельность, проводит работу по сплочению детского коллектива;
- организует взаимодействие с семьей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка с ОПФР;
- проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.
5.5. Педагог социальный:
- определяет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребенка (социально-психологический климат, стиль воспитания в семье, и др.), возможные факторы неблагоприятного воздействия на ребенка;
- в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на гармонизацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;
- осуществляет мониторинг внеклассной и внешкольной занятости ребенка, в случае необходимости оказывает помощь в организации свободного времени, оздоровления и т.д.;
- содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения;
- содействует привлечению семьи ребенка к активному участию в жизни учреждения образования;
- проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.
5.6. Медицинский работник предоставляет на заседание группы:
- информацию о состоянии здоровья детей;
- информацию о физических особенностях детей.
5.7. Руководитель группы, заместитель директора по УР:
- содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию и детям с ОПФР;
- содействует организации необходимой адаптивной образовательной среды для учащихся с ОПФР;
- координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;
- анализирует деятельность группы, ее результативность, контролирует ее организацию;
- проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
6.1.Члены группы имеют право:
самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы работы, решать вопросы приоритетных направлений своей деятельности;
осуществлять свою деятельность в специально созданных условиях, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
повышать свой профессиональный уровень.
6.2.Члены группы обязаны:
рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции;
в решении вопросов исходить из интересов ребенка, задач его обучения, воспитания и развития, работать в соответствии с профессионально-этическими нормами, обеспечивая полную конфиденциальность полученной информации;
принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству всех участников образовательного процесса;
оказывать помощь руководству школы, педагогическому коллективу учреждения образования, законным представителям в решении проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к ребенку с ОПФР.
6.3.Члены группы несут ответственность:
за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, приемов;
обоснованность рекомендаций;
распространение сведений, полученных в результате диагностической, консультационной работы;
соблюдение прав и свобод личности ребенка с ОПФР;
ведение документации и ее сохранность.
Заместитель директора по учебной работе Е.Д.Лаворенко