-
- Расписание межшкольных факультативных занятий
- Расписание учебных занятий V-IX классы
- Расписание факультативных занятий, I ступень
- Расписание учебных занятий I-IV классы
- Расписание факультативных занятий, II ступень
- РАСПИСАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- РАСПИСАНИЕ занятий по специальной медицинской группе
-
- ПОЛОЖЕНИЕ о прохождении учащимися летней трудовой практики государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Наровли имени И.М.Шаврея»
- График прохождения летней трудовой практики учащимися 5-8 классов государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Наровли имени И.М.Шаврея» в 2024/2025 учебном году
- План работы летней трудовой практики для учащихся
- ПРАВИЛА безопасного поведения учащихся во время летней трудовой практики
- План-схема объёма работы для учащихся 5-8 классов на учебно-опытном участке школы
-
- Горячая линия
- Портал рейтинговой оценки качества оказания услуг и административных процедур
- Перечни самостоятельно запрашиваемых документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры
- График приёма граждан руководством государственного учреждения образования "Средняя школа №2 г.Наровли имени И.М.Шаврея"
- График приёма граждан сотрудниками отдела образования Наровлянского райисполкома
- Главное управление образования Гомельского областного исполнительного комитета
- Образцы заявлений
- Республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц
- Об обработке и защите персональных данных
- ПЕРЕЧЕНЬ административных процедур, осуществляемых государственным учреждением образования «Средняя школа № 2 г.Наровли имени И.М.Шаврея» по заявлениям граждан согласно Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200
- Административные процедуры
- Ситуационная помощь инвалидам
- Структура отдела образования Наровлянского районного исполнительного комитета
- Структура государственного учреждения "Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций Наровлянского района"
-
- Актив школьной библиотеки
- Для любознательных
- Книжные выставки
- Как приобщить ребёнка к чтению
- Краткое содержание программных произведений
- Книги-юбиляры
- Календарь мероприятий библиотеки
- Мероприятия библиотеки
- Об оплате за пользование учебниками и учебными пособиями в 2025/2026 учебном году
- Положение о библиотеке
- План работы на 2025/2026 учебный год
- Правила пользования библиотекой
- Пословицы и афоризмы о книгах
- Список литературы для чтения летом
- Читаем на английском языке
- Цитаты о книге, библиотеке, культуре
- Электронные версии учебников и учебных пособий
- Web-навигаторы по электронным библиотекам
-
- Подготовка к итоговым и вступительным испытаниям
- Итоговые и вступительные испытания
- АБИТУРИЕНТУ 2025
- О перечне учебных предметов, по которым проводятся итоговые испытания, видах, формах и сроках проведения итоговых испытаний в 2024/2025 учебном году
- Подготовка и проведение выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение» учащихся с интеллектуальной недостаточностью
- План подготовки и проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Трудовое обучение»
- Билеты для выпускного экзамена по учебному предмету “Трудовое обучение”
- Практические задания для выпускного экзамена по учебному предмету “Трудовое обучение” для 9 класса
- План мероприятий педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению подготовки учащихся к выпускным экзаменам в 2024/2025 учебном году
- Нормативное правовое обеспечение, регламентирующее окончание учебного года и проведение итоговой аттестации
- Расписание консультаций по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
- Расписание выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
- Расписание выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на II ступени специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2024/2025 учебном году
- Расписание консультаций по завершении обучения и воспитания на II ступени специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в 2024/2025 учебном году
- Рекомендации по подготовке к экзаменам
- Телефоны горячей линии
-
- Карты сожженных деревень, лагерей смерти и мест уничтожения (захоронения) населения
- Издания "Геноцид белорусского народа"
- ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об изучении в учреждениях общего среднего образования материалов о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»
-
- Вступительная кампания в Академию МВД Республики Беларусь
- ГУО «УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
- Информация о профессиях и специальностях
- Минское суворовское военное училище
- Наровлянский государственный профессиональный лицей
- Обучение китайскому языку
- Правила поступления в УВО
- Профильные предметы
- Предприятия, организации, учреждения Наровлянского района
- Список адресов официальных сайтов учреждений среднего специального и профессионально-технического образования
- Филиал учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» «Полоцкий государственный лесной колледж»
-
- Артрит
- Близорукость
- Болезни сердца
- Бронхиальная астма
- Ветряная оспа у детей
- Вирусный гепатит А или болезнь Боткина
- Внимание! профилактика кори
- Всемирный день здоровья полости рта
- Дары леса таят в себе опасность
- 1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом
- Жизнь с диабетом (рекомендации пациентам)
- Защити себя от бешенства
- Зоболевания органов дыхательных путей
- Катаракта
- Как проявляется скарлатина и чем она опасна?
- Коронавирус
- Клещи и их профилактика
- Малярия
- Менингококковая инфекция и ее профилактика
- Микроскопия
- 3 марта международный день охраны здорвья уха и слуха
- Освободим планету от табачного дыма
- Острые кишечные инфекции – меры профилактики
- Осторожно! Красив, но опасен! (Дурман обыкновенный)
- Полезные советы для родителей
- Профилактика энтеровирусной инфекции (ЭВИ)
- Профилактика ВИЧ-инфекции
- Псориаз
- Профилактики гриппа и острых респираторных инфекций
- Профилактика гриппа
- Радиация
- Спирометрия
- 7 апреля ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ
- 17 апреля всемирный день гемофилии
- Как защитить себя от мошек
- Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Гомельской области
-
- Республиканская акция «Лето - детям»
- БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ
- СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
- Лето - детям 2025. Методические рекомендации, нормативные документы
- ГРАФИК РАБОТЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛОЩАДОК
- Информация о лагерях с дневным пребыванием детей
- Информация о трудоустройсве учащихся в летний период 2025 года
- Областная акция "Лето на пользу-2025
- Одно окно
-
- «Безопасный Новый год!»
- Безопасные зимние праздники
- Будьте осторожны с пиротехникой!
- Будьте предельно внимательными и осторожными при выходе на лед
- Действия персонала и учащихся при возникновении ЧС
- Информация о безопасности при использовании тюбингов, саней, лыж, сноубордов
- Информация по сухой растительности
- Как научить безопасности ребенка
- Купание в проруби
- МЧС рекомендует
- Наша безопасность в наших руках
- На страже безопасности детей
- О разведении костров
- Осторожно, ртуть!
- Памятка по безопасности на железной дороге
- Первичные средства пожаротушения
- Правила поведения при различных ЧС
- Правила поведения учащихся во время каникул
- Правила безопасного поведения на дороге
- Правила поведения в экстренных ситуациях
- Памятки при пожаре
- Пожарная безопасность
- Радиационная безопасность, осторожно!
- Ребенок один дома. Детская шалость с огнем.
- Согреться и не пострадать
- Сигналы оповещения гражданской обороны
- Cухая ростительность
- Тонкий лёд!
- 4 системы автоматического пожаротушения
-
- Победители второго этапа областной олимпиады по учебным предметам учащихся 4-9 классов в 2025 году
- Победители второго этапа областной олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» среди учащихся 6-9 классов в 2025 году
- Результативное участие в конкурсах, проектах, мероприятиях в 2024/2025 учебном году
-
- Порядок проведения первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам учащихся учреждений общего среднего образования в 2024/2025 учебном году
- ГРАФИК проведения туров первого этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
- График проведения туров второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
- Порядок проведения второго этапа республиканской олимпиады по учебным предметам
- Список победителей школьной олимпиады среди учащихся 2-3 классов в 2024/2025 учебном году
- Порядок проведения первого этапа областной олимпиады по учебным предметам учащихся 4-9 классов в 2025 году
- ГРАФИК проведения первого этапа областной олимпиады по учебным предметам
- ПОБЕДИТЕЛИ I этапа областной олимпиады по учебным предметам
- Победители 1 этапа областной олимпиады по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" среди 6-9 классов
- Порядок проведения первого этапа областной олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» среди учащихся 6-9 классов
- Порядок проведения второго этапа областной олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» среди учащихся VI-IX классов
- Победители второго этапа областной олимпиады по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» среди учащихся 6-9 классов в 2025 году
- ПОБЕДИТЕЛИ II ЭТАПА ОБЛАСТНОЙ ОЛИМПИАДЫ
- ПОБЕДИТЕЛИ I этапа республиканской олимпиады 2024/2025 учебного года
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 20 ноября 2003 г. N 73 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ»
-
- Состав бракеражной комисси в 2025/2026 учебном году
- Методические рекомендации по организации школьного питания 2025/2026
- Примерный двухнедельный рацион питания для детей
- КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР, направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Наровли имени И.М.Шаврея» на 2024/2025 учебный год
- Основные правила первичной обработки овощей, фруктов и ягод
- График питания
- Денежные нормы
- Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
- Рекомендции по здоровому питанию
- Совет по питанию
- Школьная столовая
-
- Памятка по противодействию терроризму
- График объединений по интересам
- План мероприятий ко Дню единения народов Беларуси и России
- Рубрика: Я. Моя семья. Моя Родина.
- РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
- БРСМ
- График дежурства руководства по школе
- График дежурства педагогов по школе
- График работы спортивного зала
- График дежурства учащихся на второе полугодие 2024/2025 учебного года
- График проведения классных часов на второе полугодие 2024/2025 учебного года
- График проведения информационных часов на второе полугодие 2024/2025 учебного года
- Информация о Китае
- Календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных и праздничных дат
- Проект "Школа Активного Гражданина"
- Проект "Школа правового просвещения"
- Профилактика экстремизма в молодежной среде
- Перечень туристических объектов
-
- График приёма документов в 1 классы детей, проживающих по микрорайону
- Готовность к школе
- Информация о закреплённых улицах г.Наровли
- Информация о сроках и порядке приёма документов детей зачисления 1 классы детей, проживающих по микрорайону
- Информация о приёме документов в 1 класс
- Информация о сроках и порядке приема документов для зачисления в 1 классы детей, не проживающих по микрорайону
- Информация о контрольных цифрах приема детей в 1 классы на 2025/2026 учебный год
- Онлайн-консультация специалистов
- Отвечаем на вопросы родителей
- При подготовке ребёнка к школе
- Рекомендации родителям по адаптации первоклассников
- Созданные условия для обучения первоклассников
- Список школьных принадлежностей для учащихся первого класса
- Телефон и график работы "горячей линии" по вопросам приема в 1 классы в 2025/2026 учебном году
-
- Переходи дорогу правильно
- Профилактика гибели детей от внешних причин
- Профилактика пожаров в повседневной жизни
- ПЛАН мероприятий по профилактике детского травматизма во время образовательного процесса в государственном учреждении образования «Средняя школа №2 г.Наровли имени И.М.Шаврея» на 2024/2025 учебный год
- Правила безопасности на льду
- Пиротехника
- Памятка для родителей и детей
-
- День открытых дверей
- ВУЗы МВД Республики Беларусь
- «Гомельский государственный колледж бытового обслуживания»
- Информация для поступающих учащихся с особенностями психофизического развития
- Белорусский государственный технологический университет
- Белорусский государственный университет культуры и искусств
- Информационно-образовательный портал для школьников
- Институт пограничной службы Республики Беларусь
- Мозырский государственный политехнический колледж
- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ V-IX КЛАССЫ
- Специализированный лицей при Университете гражданской защиты МЧС Беларуси
- «Университетские субботы»
- УО "Гомельский государственный колледж кулинарии"
-
- Информация о Попечительском совете
- Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 146
- Горячая телефонная линия о незаконных действиях со стороны администрации и работников учреждения
- ПЛАН работы попечительского совета государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М.Шаврея» на 2024/2025 учебный год
- СОСТАВ членов попечительского совета государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г.Наровли имени И.М.Шаврея» в 2024/2025 учебный год
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №146 “Об утверждении Положения о попечительском совете учреждения образования”
-
- Учителям физической культуры и здоровья
- Наставничество
- Аттестация
- Визуализация образовательного процесса
- ИКТ для педагога
- Исследовательская деятельность
- Работа с высокомотивированными учащимися
- Молодому педагогическому работнику
- Недели профессионального мастерства в 2025/2026 учебном году
- Нормативные правовые документы по информатизации
- Организация преемственности
- Организация работы учебных кабинетов
- Публикационная деятельность. Перечень публикаций на 2025/2026 учебный год
- План работы с педагогами на 2025/2026 учебный год
- Предметные недели в 2025/2026 учебном году
- Нормативные правовые документы
- Правила педагогических работников
- Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся
- Современный учитель - современному образованию
- Учителям белорусского языка и литературы
- Учителям русского языка и литературы
- Учебно-методические объединения
- Учителям географии
- Учителям обществоведения
- Учителям биологии
- Учителям химии
- Учителям ОБЖ
- Учителям трудового обучения (технического труда)
- Функциональная грамотность
- Электронное портфолио педагога
- Полезные ссылки
-
- Состав комиссии по противодействию коррупции
- План работы комиссии по противодействию коррупции на 2025 год
- ПАМЯТКА об ответственности должностных лиц за совершение коррупционных преступлений при выполнении ими должностных обязанностей
- ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. № 305-З "О борьбе с коррупцией"
- Ответственность за коррупционные правонарушения
- О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции
- Алгоритм действий по организации антикоррупционной работы
-
- "Горячая линия" по вопросам размещения, питания, пребывания детей в оздоровительных лагерях
- Правила родителей
- Информация по картам учащегося
- Итоговая аттестация учащихся
- Изучение китайского языка
- Как помочь учащимся подготовиться к экзамену?
- «Как уберечь ребенка от зависимости»
- Методические рекомендации по половой неприкосновенности несовершеннолетних
- Оплата за учебники в 2025/2026 учебном году
- Решение РИК о закреплении микрорайонов города Наровля за учреждениями общего среднего образования
- Ответственность за распространение информации, противоречащей законодательству
- Ответственность, предусмотренная законодательством за совершение домашнего насилия.
- Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей
- Права и обязанности родителей
- Перечень основных товаров, рекомендуемых для приобретения с целью посещения учащимися УОСО
- Правила внутреннего распорядка для обучающихся ГУО "Средняя школа № 2 г. Наровли имени И.М. Шаврея""
- Профилактика травматизма и гибели детей от внешних причин
- Республиканский проект "Родительский университет"
- Рекомендуем к чтению или книги для просвещенных родителей
- Региональная карта помощи Гомельской области. Помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия, и их близким
- Что такое "Родительский университет"
-
- Психологическая помощь на платформе talk2ok.by
- ТЕЛЕФОНЫ «ДОВЕРИЯ» (экстренной психол. помощи)
- Регинальная карта помощи
- "Кризисная" комната
- Республиканский центр психологической помощи
- График работы СППС
- Странички педагога-психолога
- Страничка педагога социального
- Нормативно-провавая база
- РЕСУРСЫ
- КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
- БУКЛЕТЫ И ЛИСТОВКИ
- Дисциплинарная ответственность учащихся
- Вместе, но не вместо
- Безопасность жизнедеятельности детей
- Как относиться к отметкам ребёнка
- ПРОФИЛАКТИКА СЕКСУАЛЛЬНОГО НАСИЛИЯ И ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (понятие и уголовная ответственность)
- ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА. Молодежные диструктивные обьединения
- Ответственность несовершеннолетних за совершение преступлений и правонарушений
- О профилактике наркомании с разъяснением законодательства об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков
- Полезные сайты
- ПРОФИЛАКТИКА КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЙ
- Декрет № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»
- Положение о группе психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития
- Как преодолеть стресс накануне олимпиад, экзаменов, конкурсов
- Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних
- Социальные видеоролики о профилактике насилия в семье
- Профилактика алкоголизма
- Действия педагогических работников при выявлении физического и психологического насилия
- Профилактика суицидального поведения
- Как помочь детям избавиться от страхов
- О наказании
- Профилактика тревожности (рекомендации родителям)
- Как понять, что тобой манипулируют
- Профилактика детского воровства
- Рекомендации для родителей
- Состав группы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития
- Стратегии работы с разными группами учащихся при подготовке к экзаменам
- Статьи КоАП РБ, за совершение административных правонарушений по которым, ИДН с несовершеннолетними проводится индивидуальная профилактическая работа
- Секреты успешной победы над стрессом
- Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
-
- Технопарк
- Правила учащихся
- Деловой стиль одежды
- Изучение иностранных языков
- Инструкция по заполнению бланков диагностического тестирования
- Мультимедийный учебный дистанционный курс безопасного пользования ресурсами сети Интернет
- О диагностическом тестировании
- Требования к ведению и оформлению дневников
- Правила пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи)
- Трудоустройство молодёжи в свободное от учёбы время
Консультация для родителей "Самооценка поведения"
Что такое самооценка? Это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: «Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!» Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.
Как проявляется уровень самооценки в поведении?
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.
При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: «Я – самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать». Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.
Это, конечно, очень краткие описания. Но, может быть, кто-то из вас, дорогие родители, узнал своего ребенка?
Откуда берется низкая самооценка?
Первая и основная причина – это воспитание. Родители очень часто упрекают своих детей за все что можно и что нельзя. В такой ситуации у ребенка очень легко создается ощущение, что он все и всегда делает неправильно. Если в позднем детстве или в юности это ощущение человеку победить не удается, то он переносит с собой низкую самооценку во взрослую жизнь, а это уже по-настоящему страшно и опасно. Человек никогда не сможет достичь чего-то серьезного в жизни, если он себя не ценит.
Вторая причина не так часто, но тоже встречается. Есть люди с мягким и нерешительным характером, легко убеждаемые и «ведомые» во всех смыслах. Такому человеку достаточно в грубой или резкой форме сказать, что он ничего не стоит или ничего собой не представляет, как его самооценка упадет до нуля.
В этом случае, самооценка поднимается таким же способом, т.е. человеку уверенно и четко говорят, что он на самом деле очень «хороший».
Как повысить самооценку подростку?
Переходный возраст – важный период формирования личности ребёнка, в который он учится объективно оценивать свои силы. Родители и другие взрослые, окружающие его в это время, могут оказать немалое влияние на ребёнка: повысить самооценку подростку или же поспособствовать формированию у него ряда комплексов.
Влияние родителей на формирование самооценки подростка.
В переходном возрасте дети начинают больше переживать за то, что о них думают ровесники и друзья, мнение родителей становится для них не столь важным. Тем не менее, именно на основании родительского отношения к себе дети-подростки получают основы представлений о собственных достоинствах и недостатках. Поэтому маме и папе, а также другим взрослым родственникам, которые общаются с ребёнком практически каждый день и принимают активное участие в его воспитании, необходимо придерживаться ряда правил:
- никогда не сравнивать ребёнка с другими. С самого раннего детства нужно объяснять ребёнку, что каждый человек уникален. Сравнивать его можно только с ним самим в прошлом, помогая ему заметить даже очень маленькие достижения;
- критиковать нужно лишь поступок или допущенную ошибку, но никак не самого подростка;
- отношение родителей к личности подростка. Гиперопека – одна из главных виновниц развития у детей старшего школьного возраста различных комплексов. Ребёнок должен учиться сам принимать решения и нести за них ответственность. В семье ребёнка-подростка следует воспринимать как взрослого, разрешая ему высказывать собственное мнение;
- важно научить ребёнка понимать, что совершенных людей нет. Поэтому не стоит бояться рассказывать детям о своих неудачах. Пусть они знают, что успехов в жизни добивались не те, у кого всё получалось с первого раза, а те, кто проявлял упорство и после первой неудачи не боялся пробовать ещё раз;
- похвала – лучшее из средств, чтобы поднять самооценку подростку, страдающему от комплексов. Все люди ищут принятия, все мы желаем нравиться другим. Когда родители, учителя и прочие взрослые замечают достижения и способности подростка, выражают ему свое одобрение, возникают моменты маленького или большого триумфа: «Я могу!», «Я справлюсь!». Подобные переживания пробуждают решимость и веру в свои возможности, укрепляют самооценку. Подросток, которого хвалят, чувствует, что его принимают, что родители хотят видеть в нем хорошее. Поэтому похвала расширяет возможности эффективного общения с подростком, в то время как ругань их ограничивает;
- быть достойным примером. Подростки ориентируются на родителей как на образец для подражания и заканчивают тем, что становятся во многом похожими на мать и отца. Так, предпочтения, связанные с потреблением алкоголя, формируются у молодых людей под влиянием того, что они наблюдают дома, и это влияние куда сильнее, чем может показаться на первый взгляд.
Уровень образования большинства молодых людей соответствует уровню образования родителей, и их политические взгляды, как правило, схожи с родительскими.
- мы склонны недооценивать силу собственного влияния на подростков. То, что мы делаем, как мы поступаем, имеет не меньшее значение, чем наши слова. Попробуйте как можно точнее совмещать слова с делом, чтобы наставления не противоречили поведению, которое родители демонстрируют подростку;
- работа над собой. Подростки (как и маленькие дети) могут ненароком затронуть в родителях некие струны – и тогда взрослые начинают действовать автоматически, что далеко не всегда рационально. У всех родителей есть свои болевые точки. Задача взрослого человека состоит в том, чтобы понять, что его провоцирует, что выбивает из колеи и заставляет потерять голову. Самоощущение и самооценка ребенка выиграют, когда взрослый возьмет на себя ответственность за свои реакции. Особенно если эти реакции разрушают контакт между вами и ребенком.
Снижение самооценки – неизбежная составляющая подросткового возраста. Но тревожность и неуверенность в себе ребенка можно усугубить, а можно, наоборот, дать ему поверить в свои силы. У родителей по-прежнему есть множество способов влиять на подростка, хотя он и кажется порой отстраненным. Как хорошо знать, что есть тот, кто тебя поддерживает, находится на твоей стороне. И напротив, как плохо чувствовать себя одиноким и отверженным. И если в жизни человека есть период, когда важно иметь кого-то на своей стороне, так это переходный возраст. Быть на стороне подростка, на практике означает быть чутким, активно слушать, демонстрировать интерес, поддерживать доверительные отношения и контакт, даже если взрослеющий ребенок ведет себя глупо. Необходимо разбираться в происходящем, однако при этом продолжать относиться к нему с теплотой.
В работе с подростками с низкой самооценкой, я подвожу детей к пониманию, что стать уверенным в себе может любой, даже очень застенчивый человек. Главное, чтобы сам человек действительно этого захотел. В индивидуальной работе с такими детьми использую следующие психологические приёмы:
- аффирмация, или утверждение, вроде «я люблю себя таким, какой я есть» или «я заслуживаю уважения других людей». Аффирмацию распечатываем крупным шрифтом и помещаем на стене в своей комнате или же пишем на небольшом листке бумаги и носим с собой в кармане, в сумке. Каждый раз перед сном и сразу после пробуждения аффирмацию нужно несколько раз повторить вслух;
- общение с позитивными людьми. Чтобы повысить свою самооценку, подростку нужно чаще встречаться с друзьями, которые действительно его ценят и умеют оптимистично воспринимать окружающую действительность. А вот высокомерных, эгоистичных людей лучше по возможности держать на дистанции от себя;
- занятие по душе. Психологи давно доказали: любимое дело спасает практически от любых жизненных невзгод. Интересное хобби также считается одним из самых лучших способов обретения уверенности в себе;
- повысить самооценку застенчивым подросткам поможет также участие в благотворительных акциях, помощь другим людям;
- умение правильно принимать похвалу и комплименты – тоже важный момент для формирования самооценки. В ответ на добрые слова следует кратко отвечать вежливым «спасибо». Не нужно умалять своих достоинств;
- вызов своим страхам. Психологи утверждают, что любые страхи нужно преодолевать. Подростки испытывают множество страхов, но больше всего они боятся выглядеть смешными, нелепыми, непривлекательными. Чтобы помочь подростку повысить самооценку, нужно показать ему, что быть смешным – не так уж и страшно. Для этого можно предложить мальчику или девочке поучаствовать в весёлом спектакле в каком-нибудь смешном костюме. Игровая модель ситуации, вызывающей страх, поможет подготовиться к похожим обстоятельствам в жизни.
Куда обращаться в кризисных ситуациях
Служба экстренной психологической помощи «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ» (бесплатно, круглосуточно) 8-017-202-04-01 (городской), 8-029-899-04-01 (МТС).
Республиканский центр психологической помощи 8-017-300-1006. Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
Общенациональная детская линия помощи: 8-801-100-16-11.
Телефоны «Доверия» экстренной психологической помощи
для взрослых 8-017-352-44-44, 8-017-304-43-70
для детей и подростков8-017-263-03-03.
Сайты:
pomogut.by
kids.pomogut.by.
Телефоны: +375 2355 4-12-32, +375 2355 4-20-02, +375 2355 4-20-08
Email: shkola2@narovlya.gov.by