Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 6 человек

Родительское собрание «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

Дата: 20 декабря 2021 в 16:59
Автор: Чугай Н. А.
162 просмотра

Родительское собрание

«Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка»

      « Нет больше радости в жизни,

чем радость человеческого общения»

А. Де Сент-Экзюпери

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной.  

Каждый человек с момента рождения испытывает потребность в общении. Начало накопления положительного эмоционального багажа происходит в детстве и зависит от стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком. И хотя ещё нет школ по обучению искусству общения, однако необходимо этому учиться и учить других, поскольку от правильно построенного общения во многом зависит процесс воспитания и развития ребенка.

В процессе общения достигается взаимопонимание, причем изначально – на самом внешнем уровне, со временем приобретая глубинные, содержательные формы. Это происходит благодаря тому, что общение в семье – самое искреннее, доброжелательное, свободное. Оно строится на непринужденных отношениях между детьми и родителями, позволяя наиболее полно раскрыться всем особенностям ребенка, его внутреннему миру.

Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. Ребенок приобретает и осваивает знания о себе, окружающих, мире, в котором он живет, от самых близких ему людей. Такой способ получения знаний наиболее эффективен. В передаче опыта взрослых детям заключается информационно-познавательная функция общения.

Теплая, радостная атмосфера в семье в наше время способствует достижению комфортного состояния ребенка, позволяет ему расслабиться, снять нервное напряжение, вызывает положительные эмоции и переживания.

В младшем школьном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.  

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходи­мо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содер­жание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступно­сти, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы роди­тельского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым вес­ким принципом является принцип принятия ребенка.

Принятие ребенка - это проявление такой родительской любви, когда

ребенок понимает, что его любят несмотря ни на что. Принять ребенка - значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире.

В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи. Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителя­ми является его признание родителями.

Признание ребенка — это сохранение у ребенка чувства собствен­ного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей - это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребенка, то они стараются подчеркивать его дос­тоинства, поздравляют с каждым, пусть маленьким, успехом, ободря­ют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Ребенок дол­жен чувствовать, что родители стараются понять все его поступки, даже неправильные, но при этом они ему не угрожают, не требуют немедленного покаяния и осознания своей вины, а вместе с ним пы­таются понять, что побудило совершить такой поступок и как можно избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

Признание - это в ка­кой-то мере и терпение родителей. Терпение, заключающееся не в том, чтобы терпеть проступки ребенка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы давать ребенку время прочувствовать и осознать совер­шенное им, и в поддержке отца и матери.

Признание имеет огромное воспитательное значение, поэтому оно не может быть эпизодическим в воспитании детей. «Что для вас значит призна­ние вами собственного ребенка?» Родители начинают говорить что угод­но, но не относящееся к сути признания. Признание - это на стенах квартиры рисунки и стихи ребенка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений, похвальных гра­мот и благодарственных писем.

Иногда в беседе с родителями узнаешь о том, что они не знают интересы соб­ственного ребенка, не слышали о тех успехах и достижениях, кото­рые у него есть. Почему дети не говорят об этом своим родителям? Потому что зачастую они просто не верят в то, что родители будут искренни в выражении признательности собственному ребенку. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха и будет стараться доказать, что его достижения и успехи возникли не на пустом месте, они не единичны.

Признание родителями собственного ребенка — это создание в собственной семье таких си­туаций, когда ребенок имеет возможность не только отвечать на воп­росы родителей, но и задавать им свои вопросы, от которых они не будут отмахиваться, на которые они дадут ответ уважительно и серь­езно.

Не менее значимым чувством для ребенка является родительская любовь. Есть еще в современном мире дети, которые имеют родите­лей, но не знают, что такое любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке независимо от возраста. Детям нужно, что­бы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребенок-подросток не подпускает к себе, сторонит­ся родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребенке. Это может быть связано с тем, что в дошкольном и младшем школьном возрасте проявление любви и ласки со сто­роны родителей ребенок ощущал на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании.

Народная мудрость говорит: «Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее хо­лить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей»

Любовь необходима ребенку еще и для того, чтобы он мог адек­ватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если требования есть, но любви ребенок не ощущает, эти тре­бования останутся невыполненными.

Если ребенок физически и ду­ховно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

Родительская любовь должна искать в своем ребенке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхнос­ти. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иро­нии, издевательства и обвинений. Они исправляются при наличии любви.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для се­мей XXI в. Многие родите­ли объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Быть доступным — это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребенком. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на «потом».

Авторитет родителей - важная составляющая успешности вос­питания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собствен­ного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение роди­телей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. К примеру, у отца неприятности на работе, и он компенсирует нервные издержки, контролируя дневник своего чада, распекая его при этом точно так, как его самого распекали на работе. Авторитета и уважения со стороны ребенка этот факт ему не прибавит, а недоверие, неприязнь, обиду оставит надолго.

Авторитетность родителей в глазах ребенка — это прежде всего желание ребенка говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ре­бенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжес­ти совершенного проступка по отношению к другим людям и самому себе.

Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить го­лос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабан­ные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик про­анализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, что­бы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прошение. Ребенок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, — это отсутствие боязни крити­ки со стороны своих детей.

Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость. Недаром А.С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети – будьте счастливы».

35 способов сказать ребенку я тебя люблю

1. Молодец!
2. Хорошо!
3. Гораздо лучше, чем я ожидал.
4. Лучше, чем все, кого я знаю.
5. Великолепно!
6. Прекрасно!

7. Именно этого мы давно ждали.
8. Это трогает меня до глубины души.
9. Ты сегодня много сделал.
10.Отлично!
11. Уже лучше.
12. Еще лучше, чем я мог подумать.
13. Прекрасное начало.
14. Ты - просто чудо.
15. Ты на верном пути.
16.Здорово!
17. Ты в этом разобрался.
18. Ты ловко это делаешь.
19. Это как раз то, что нужно.
20. Поздравляю.
21. Я тобой горжусь.
22. Я просто счастлив.
23. Мне очень важна твоя помощь.
24. Работать с тобой - просто радость.
25. Ты мне необходим.
26. для меня важно все, что тебя волнует, радует, тревожит.
27. Я сойду с ума, если с тобой что-нибудь случится.
28. С каждым днем у тебя получается все лучше.
29. Для меня нет никого, красивее тебя.
30. Научи меня делать так же.
31. Тут мне без тебя не обойтись.
32. Я знал, что тебе это по силам.
33. Ты мне нужен именно такой, какой есть.
34. Никто мне не может заменить тебя.
35. Я горжусь тем, что тебе это удалось.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.